Фото пресс-службы Power Wheels |
О старте разработки нового алюминиево-скандиевого сплава для автопрома сообщила пресс-служба РУСАЛа. Легированный скандием сплав будет обладать прочностью более 450 МПа, что позволит получать колесный диск диаметром 21 дюйм и весом не более 9 кг. Применяемые на текущий момент для производства кованых колес самые прочные сплавы 6ХХХ серии (алюминий-магний-кремний) имеют уровень прочности не выше 370 МПа, что ограничивает возможности по снижению массы.
Догнать немцев
Сверхлегкие колеса будут востребованы в технических дисциплинах, а также для производства премиальных кастомизированных колес. «Есть немецкая компания BBS, она единственная в мире выпускает колеса не из сплавов 6ххх серии, а из 7ххх серии (алюминий-цинк-магний) – это авиационный сверхпрочный алюминий, колеса у них самые легкие, поэтому BBS очень хорошо представлены в гоночных сериях по всему миру, – рассказал предприниматель, владелец производителя премиальных колес Power Wheels Леонид Демин. – И у российских производителей лакшери колес года два-три назад возникла идея, что в России можно создать сплав и колеса не хуже, а то и лучше. Ее обсуждали между собой, с РУСАЛом – компания в итоге решила, что для достижения нужной прочности и легкости оптимально будет использовать сплав со скандием».
Гоночные машины облегчены до предела, и дополнительно снизить массу будет огромным достижением. Фото со страницы «СМП РСКГ Российская серия кольцевых гонок» в «ВКонтакте» |
Гоночные колеса – достаточно важный сегмент колесного рынка. «В России более 500 команд во всех категориях авто- и мотоспорта, только в кольцевых гонках участвуют более 100 профессиональных пилотов в четырех классах («Туринг», «Туринг-Лайт», «Супер-Продакшн», «Национальный»). У команд несколько пилотов, а каждому мотоциклу и автомобилю требуется от 10 комплектов колес на сезон. Конструкторы постоянно решают задачу, как снизить массу машины – это позволяет увеличить скорость, снизить расход топлива, снизить подрессоренную массу и нагрузку на тормозную систему. Гоночные машины, например, облегчены до предела, в них нет салона, дополнительного оборудования к которому привык простой автолюбитель, Cнизить на этом фоне массу на 1,5 кг за счет одного колеса – это огромный достижение. Все это важно и для пассажирского транспорта», – рассказал руководитель проектов Алюминиевой ассоциации Сергей Горских. Главные автоспортивные мероприятия – это Российская серия кольцевых гонок, Российская серия гонок на выносливость, дрифт-шоу и международный ралли-рейд «Шелковый путь», добавил Сергей Горских.
РУСАЛ подчеркивает, что проект имеет и важную экологическую составляющую: так как легкие колеса за счет снижения массы всего транспортного средства позволяют сократить расход топлива и выбросы парниковых газов. Новый алюминиево-скандиевый сплав, по оценке Леонида Демина, в случае успеха позволит производить колеса еще на 20-25% легче, чем из нынешних сплавов.
В премиальных кованых колесах легко менять дизайн и обеспечивать конечную отделку любой сложности. Фото пресс-службы Power Wheels |
Российский рынок колесных дисков для легковых автомобилей составляет примерно 4,5 млн штук в год, рассказал источник в компании-производители автокомпонентов. Порядка 90-95% рынка приходится на массовые литые диски, их крупнейшие производители в России – красноярский завод «СКАД» и «Азов-ТЭК» из Ростовской области.
Остальной рынок занимают значительно более дорогие кованые колеса – они примерно в 1,5 раза прочнее литых, что позволяет снизить массу колеса с сохранением заданной прочности. Производство методом штамповки позволяет легко менять дизайн кованого колеса, обеспечивать конечную отделку любой сложности. Методом штамповки производятся кастомизированные колеса для личных автомобилей, это премиальный продукт. В том числе, кованые колеса используются для авто- и мотоспорта.
В этом году, кстати, РУСАЛ уже представил новый продукт для премиальных дисков. Компания начала поставлять цилиндрические слитки MaxiDiForge – за счет улучшенных технических характеристик они позволяет производить диски на 7% прочнее, чем стандартные кованые диски. Новый алюминиево-скандиевый сплав должен стать дальнейшим развитием продукта: он позволит за счет еще большей прочности дополнительно снизить массу колеса.
Конечно, использование скандия несколько повысит цену перспективного сплава для автопрома, сделает колеса из него еще более премиальным продуктом, говорит источник в компании-производителе автокомпонентов.
Скандий – редкоземельный и очень дорогой металл, по цене опережает серебро. На мировых рынках его стоимость зависит от спроса и объемов производства и составляет от одной до нескольких тысяч долларов за килограмм. Сейчас ученые РУСАЛа прорабатывает несколько опытных комбинаций легирующих элементов с целью определить лучший химический состав. Предполагается, что с учетом стоимости добавки скандия содержание этого элемента в конечном сплаве составит не выше 0,08%.