В Китае научили дрон доставлять большие грузы через море. Фото Xinhua
Вопреки всем невзгодам Илон Маск планирует 8 августа представить на суд общественности долгожданное роботакси от Tesla. А перед этим миллиардер «внезапно» посетил Китай. Важным итогом визита стало соглашение с технологическим гигантом КНР Baidu, позволяющее ускориться с запуском системы полного беспилотного вождения (FSD – Full Self-Driving) в Китае. Однако, несмотря на амбициозные планы, о повсеместном внедрении по-настоящему беспилотного автомобиля – когда водитель в принципе не нужен – даже лучшим разработчикам в мире пока остается мечтать. Ведь для таких машин потребуется менять всю инфраструктуру городов, пояснили «НГ» в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН и Высшей школе экономики.
Не успело стихнуть информационное эхо после вояжа госсекретаря США Энтони Блинкена в Китай, как новый повод для обсуждения китайско-американского сотрудничества дал миллиардер Илон Маск. В конце апреля он совершил «неожиданный», «тайный», как сообщалось в разных источниках, визит в КНР, который оказался для Tesla очень плодотворным.
Хотя за неделю до своего посещения Китая Маск отложил поездку в Индию, во время которой должен был встретиться с премьер-министром Нарендрой Моди и обсудить инвестиционные планы. Миллиардер тогда сослался на проблемы внутри Tesla.
А проблем действительно немало. Это неутешительные финансовые результаты I квартала: снижение в годовом выражении продаж, выручки, чистой прибыли. Это отзыв проданных почти 3,9 тыс. электропикапов Cybertruck для исправления дефекта педали газа. Это растущая конкуренция с азиатскими производителями более доступных по цене электрокаров.
В компании проходят массовые сокращения персонала. В середине апреля было объявлено об увольнении более 10% штата по всему миру. По экспертным оценкам, речь шла о 14 тыс. человек. Также Маск решил закрыть подразделение, отвечавшее за сеть станций быстрой зарядки Supercharger – еще минус 500 человек. Причем в компании избавляются в том числе от руководителей, даже от «ветеранов труда» на Tesla, подчиненные которых оказались недостаточно эффективными.
Эксперты, анализирующие такие новости, разделились на два лагеря: одни считают, что это начало конца, другие называют происходящее сложным трансформационным периодом, после которого компания выйдет на новый уровень, и главным фактором в такой трансформации может стать сотрудничество с Китаем. Недаром Маск во время визита в КНР особо отметил, что гигафабрика в Шанхае – это лучшее и наиболее эффективное предприятие Tesla.
Итак, сообщается, что, посетив КНР, Маск заключил соглашение с китайским технологическим гигантом Baidu. Речь идет о сотрудничестве в области картографии и навигации, что позволит Tesla ускориться с запуском в Китае системы FSD.
Помимо этого Маск встретился с премьер-министром КНР Ли Цяном. «Ли Цян назвал развитие компании Tesla в Китае успешным примером торгово-экономического сотрудничества между Китаем и США. По его словам, факты свидетельствуют о том, что сотрудничество, основанное на равенстве и взаимной выгоде, служит фундаментальным интересам обеих стран и отвечает общим ожиданиям их народов», – передало агентство «Синьхуа». После чего появились сообщения, что Пекин предварительно одобрил план Tesla по запуску в КНР программного обеспечения для полностью автономных автомобилей. И право на использование системы FSD как раз будет реализовано через соглашение с Baidu.
Также Маск подтвердил, что презентация долгожданного роботакси от Tesla состоится 8 августа, добавив, что отчасти такая дата выбрана, потому что «восемь» – «счастливое число в Китае». Хотя у него были и другие мотивы.
Аналитики наперебой тут же принялись подсчитывать денежную выгоду. По данным Bloomberg, состояние предпринимателя за последнюю неделю апреля увеличилось сразу почти на 40 млрд долл. «Ожидаемый выход FSD на рынок Китая улучшил перспективы акций Tesla, которые потеряли почти треть своей стоимости с начала года», – сообщили аналитики компании «Финам». За один только день – 29 апреля – акции Tesla подорожали более чем на 15%.
Еще один важный момент. По мнению отраслевых экспертов, на которых ссылается «Финам», «сложные дорожные условия Китая, где больше пешеходов и велосипедистов, чем на многих других рынках», предоставляют больше возможностей для быстрого обучения искусственного интеллекта алгоритмам автономного вождения.
Однако есть и существенные сложности, которые заключаются не только в необходимости получить одобрение Пекина еще и на передачу данных, собранных в Китае, за рубеж (а было ли именно такое одобрение – вопрос). Другая сложность в том, что сейчас еще слишком рано говорить о массовом внедрении полноценного беспилотного автотранспорта.
На данный момент в случае автомобилей Tesla мы имеем дело лишь со вторым уровнем автономности. Описать, чем отличаются уровни автономности, можно на одном простом примере: нужен ли в машине руль или пульт управления, или уже нет? Если нет, то это наивысший, пятый уровень автономности – автомобиль действительно передвигается сам и в любой ситуации. Судя по всему, как раз таким уровнем автономности должно обладать и упомянутое ожидаемое роботакси: пассажир наслаждается поездкой, пока автомобиль сам его доставляет в пункт назначения. Что пока кажется очень амбициозным проектом.
Но пока такая автономность допустима разве что при перевозке грузов, доставке товаров – и то на небольшой скорости и в основном на ограниченное расстояние. При этом чаще всего речь идет как раз не об автомобилях. Допустим, это могут быть дроны. Например, в конце апреля китайские СМИ сообщили о первой в КНР коммерческой перевозке грузов с помощью беспилотника через море: дрон перевез 500 кг креветок, время в пути составило три часа.
А все другие уровни автономности как бы беспилотного автомобиля предполагают как раз присутствие «пилота» – водителя или, если угодно, оператора. И разница лишь в том, насколько водитель может расслабиться в процессе вождения.
Так, на втором уровне автономности «умный» автомобиль лишь помогает человеку с некоторыми задачами: с анализом дорожной ситуации, с регулированием скорости, с движением по полосе, но водитель все время за рулем контролирует процесс. Если вдруг человек решит, что это в прямом смысле слова автопилот – летального исхода не избежать.
На третьем уровне автономности машина может передвигаться самостоятельно, но в идеальных условиях и когда не возникает нештатных ситуаций. Как только появляется угроза аварии, человек должен сразу вмешаться. На четвертом уровне автономности автомобиль с некоторой натяжкой «все время» передвигается самостоятельно, но опять-таки в идеальных условиях. А «неидеальные условия» – это, в частности, плохая погода.
«В 2016–2018 годах был бум автоматизации второго и третьего уровней, то есть такого управления, когда автомобиль может ехать сам в определенных зонах, но в остальных случаях требуется рулевое управление. Одновременно с этим начались разработка и тестирование автомобилей четвертого и пятого уровней автоматизации. Однако практика показала, что разрыв между четвертым и третьим уровнями намного больше, чем между третьим и вторым», – пояснил «НГ» научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Сергей Милякин.
Впрочем, по его уточнению, автомобили четвертого уровня автономности, конечно, уже существуют, и уже сейчас в мире есть зоны, где перемещаются беспилотные такси. Однако, судя по комментарию Милякина, именно в массовое пользование они не внедрены и вряд ли в ближайшее время поступят. «Оценки экспертов разнятся: для автомобилей автономности уровня четыре сроки внедрения составляют от 2030 до 2040 годов», – сообщил он.
Внедрению автомобилей высокого уровня автономности может способствовать «умная» среда. «Это специальная разметка и специальные знаки, которые позволили бы автомобилю еще лучше ориентироваться на местности, а также датчики, передающие информацию автомобилям и обратно, – пояснил Милякин. – Эти технологии, возможно, могли бы снять текущие ограничения беспилотников: им требуется долгая обкатка в одной и той же местности для того, чтобы не ошибаться и обеспечить безопасность пассажиров».
Ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Константин Трофименко при этом рассказал «НГ» о концепции единой системы «умных» дорог и подключенных к ним автомобилей. «Такой единый управляемый поток увеличил бы пропускную способность полосы движения в четыре-пять раз. И в этом случае, конечно, потребуется специальная инфраструктура для подключенного движения – так называемые «Connected lines», идущие изолированно от основной улично-дорожной сети. Илон Маск предлагал тоннели, но это довольно дорого. В существующих городах могут быть переоборудованы городские хайвэи, идущие эстакадным ходом», – пояснил эксперт.
«Технологии подключенных автомобилей действительно поменяют города, и дискуссии об этом в научных и экспертных кругах последние годы ведутся по всему миру: и в США, и в Европе, и в ОАЭ, и в Китае, – добавил Трофименко. – Это та ситуация, когда негде подсмотреть готовое удачное решение. Но на уровне открытого диалога эти вопросы поднимаются, в том числе у нас в стране».
«Умную» среду можно внедрить в текущую инфраструктуру, однако неизвестно, в какой мере нужно ее изменить, чтобы беспилотные автомобили могли беспроблемно ездить по нашим улицам», – отметил, однако, Милякин. При этом «умная» инфраструктура – это, по его мнению, еще половина дела. Не менее, а возможно более серьезный вопрос – правовая рамка беспилотного движения: кто несет ответственность в случае дорожно-транспортного происшествия, как именно должна взаимодействовать дорожная полиция с беспилотниками.