В России избыток предложения автомобильного бензина, утверждает исполняющий обязанности вице-премьера Александр Новак. Фото РИА Новости
Попытки украинских формирований разрушить российский топливный комплекс потерпели фиаско. Сегодня поставки топлива на наш внутренний рынок превышают прошлогодний уровень. А российские власти уже заговорили об отмене запрета на вывоз бензина из страны. Не все нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в РФ уже отремонтированы после украинских атак. Да и попытки таких обстрелов продолжаются. Однако в целом украинские атаки на НПЗ дают лишь краткосрочный медийный эффект и мало влияют на доступность топлива в России. Наши чиновники научились координировать перевозки и загрузку производств в условиях вынужденных остановок заводов. И такая координация дает заметный результат. Кроме того, российский бюджет увеличивает выплаты нефтяным компаниям, которые приближаются сегодня к 200 млрд руб. в месяц.
С середины января 2024 года украинские спецслужбы начали серию воздушных атак на российские промышленные объекты, нефтеперерабатывающие и металлургические заводы, а также на хранилища топлива. Западные источники оценивали сокращение мощности российской нефтепереработки на пике этих атак до 30%. Правительство РФ с 1 марта объявило о запрете на экспорт бензина и увеличило нормативы продажи дизельного топлива на биржевых торгах.
А уже в апреле 2024 года выпавшие объемы выпуска топлива были компенсированы, сообщили в российском Минэнерго. «Внутренний рынок был обеспечен в том числе благодаря снижению экспорта, что позволило не только компенсировать ремонты, но также сохранить высокий уровень запасов топлива», – отметили в министерстве. «Минэнерго продолжает в ежесуточном режиме осуществлять мониторинг топливообеспечения внутреннего рынка», – утверждают чиновники.
Росстат в понедельник сообщил, что Россия на неделе с 22 по 28 апреля нарастила производство бензина на 4,5% (к прошлой неделе), а дизельного топлива – на 3,7%.
Производство бензина в РФ начало снижаться после серии атак украинских беспилотников на нефтяную инфраструктуру. Если с 4 по 10 марта выпуск бензина составлял 838,9 тыс. т, то с 11 по 17 марта он находился на уровне уже 815,3 тыс. т, а затем упал и до 754,6 тыс. т на неделе с 18 по 24 марта. После этого началось постепенное восстановление производства топлива.
«Нефтепереработка в РФ снизилась с начала года примерно на 7% (с января по 18 февраля 2024 года по сравнению с тем же периодом 2023 года. – «НГ»). По итогам года ориентируемся на показатель, который есть в прогнозе социально-экономического развития, – 275 млн т», – рассказывал и.о. главы Минэнерго РФ Николай Шульгинов (см. «НГ» от 21.02.24).
В марте газета Financial Times (FT) сообщила о недовольстве Вашингтона растущими рисками подъема мировых цен на топливо из-за украинских атак на нефтяные терминалы и нефтеперегонные заводы в РФ. Предупреждения американских чиновников о нежелательности разрушения нефтяной инфраструктуры в РФ были доведены до верхушки Службы безопасности Украины и Главного управления разведки. Но в апреле британский журнал The Economist сообщил, что киевский режим игнорирует просьбы представителей США воздерживаться от ударов по объектам российской инфраструктуры с помощью беспилотников.
Также появились сообщения, что и российские предприятия начали самостоятельно заниматься организацией защиты своих объектов от атак украинских беспилотников. Но об эффективной защите российских предприятий от легких украинских беспилотников пока говорить рано.
1 мая губернатор Рязанской области Павел Малков сообщил, что «область подверглась атаке беспилотного летательного аппарата». При этом рязанцы сняли на видео ночной пожар на местном нефтезаводе.
Некоторые нефтеперегонные заводы в России уже восстановили работу после атак украинских беспилотников. Фото Reuters |
«Мы этот вопрос (отмены запрета экспорта бензина) сейчас рассматриваем. Министерство энергетики предлагает рассмотреть возможность разрешить экспорт бензина, но на какой-то период, чтобы не иметь потом дефицита», – сказал Новак.
По его словам, российский рынок бензина перенасыщен предложением. «На сегодняшний день, действительно, у нас меры по закрытию экспорта, которые были приняты с 1 марта, сработали в полном объеме. Рынок насыщен, и даже более того – перенасыщен. Поэтому в ближайшее время мы рассмотрим в правительстве предложение Министерства энергетики», – добавил Новак.
«Мы постоянно мониторим рынок на предмет принятия мер как в части недопущения дефицита, так и в части избежания затоваривания. Запрет экспорта бензина или снятие запрета в числе мер, которые могут быть использованы. Это в проработке», – заявил журналистам исполняющий обязанности министра энергетики России Николай Шульгинов.
Биржевые цены на бензин в РФ за последний месяц снизились на 13–17% для его разных марок. Еще более интенсивно снизились и цены на бензин на внебиржевых сделках. Также, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, снижаются и цены на дизтопливо.
Удивительно, но, несмотря на запрет экспорта бензина и ущерб нефтяной инфраструктуре, доходы российской казны сохраняются на высоком уровне. Минфин РФ ожидает дополнительные нефтегазовые доходы для бюджета в мае в объеме 183,58 млрд руб. Ранее Минфин сообщил о получении в апреле нефтегазовых доходов в объеме чуть ниже 1,3 трлн руб. И эта сумма доходов почти совпадает с уровнем нефтегазовых доходов за март 2024 года.
С начала 2024 года ко 2 мая розничные цены на дизтопливо поднялись на 0,7%. Автомобильный бензин подорожал в рознице за четыре месяца на 1,3%, сообщил Росстат. За такую стабильность внутренних цен российский бюджет платит нефтяным компаниям все больше и больше. Размер выплат из бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу в апреле 2024 года составил 187,2 млрд руб., в марте – 164,4 млрд руб., в феврале – 127,9 млрд руб., а в январе – 146,6 млрд руб., сообщил Минфин.