Аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов рассказывает депутатам о результатах проверок российских транспортных ведомств. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Счетная палата РФ опубликовала результаты проверки воздушного, наземного и водного транспорта в России. С начала прошлого года транспортные услуги в стране заметно подорожали. А цены на внутренние авиаперелеты поднялись почти на 30%. Но причины такого аномального подорожания Счетная палата (СП) не анализирует, поскольку это напрямую не связано с исполнением бюджетных расходов. При этом в ведомствах обнаружен перерасход государственных средств: Росавиация купила сувенирный почтовый штамп за 10 тыс. руб., а не за 3 тыс., как положено по нормативу. При этом аудиторы рапортуют об увеличении грузовых и пассажирских перевозок, хотя этот факт также напрямую не связан с исполнением бюджетного финансирования.
Счетная палата (СП) представила результаты проверки исполнения бюджета в Росавиации, в Росжелдоре, Росморречфлоте и в Ространснадзоре за 2023 год. По итогам проверки бюджетная отчетность по всем объектам признана достоверной. Все подконтрольные ведомства показали высокий уровень исполнения расходов: 99,9% – у Росавиации и Ространснадзора, 99,7% – у Росморречфлота и Росжелдора, сообщают аудиторы СП.
«В целом мы отмечаем ряд положительных тенденций в развитии транспортной отрасли. Так, пассажирооборот вырос по сравнению с 2022 годом на всех видах транспорта, особенно в сфере воздушных перевозок – на 16,1% и в сфере железнодорожных перевозок – на 6,6%. По грузообороту отмечается положительная динамика на автомобильном и морском транспорте», – отметил на заседании коллегии ведомства аудитор СП Валерий Богомолов. Расходы по госпрограмме «Развитие транспортной системы» исполнены в 2023 году на уровне 99,8%. Из шести целевых показателей выполнено пять, в том числе обеспечен рост индекса качества транспортной инфраструктуры и транспортной подвижности населения.
Анализ реализации федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) показал, что Росморречфлот и Росавиация не завершили строительство четырех объектов, планируемых к вводу в 2023 году. В частности, Росморречфлот не ввел три объекта из шести запланированных, Росавиация – один из пяти запланированных.
В ходе контрольных мероприятий были выявлены отдельные нарушения и недостатки, допущенные ведомствами при исполнении федерального бюджета. При этом общими для всех объектов стали нарушения в сфере закупок, уточняет СП.
По официальной статистике Росстата, в 2023 и в 2024 году пассажиропоток растет в РФ почти на всех видах транспорта, за исключением морского. Особенно примечателен рост перевозок авиационном транспортом, который происходит на фоне аномального роста цен на внутренние перелеты.
К середине июня 2024 года полет в салоне экономического класса самолета подорожал с начала года почти на 21%. В прошлом году средние цены авиаперелетов выросли больше чем на 22%. А за 2022 год внутренние пассажирские авиационные перелеты подорожали больше чем на 15%.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ в конце мая 2024 года потребовала от крупнейших авиакомпаний провести анализ расходов, включаемых в себестоимость авиаперевозок, и принять все меры для обеспечения их доступности. ФАС обещает продолжить анализ принципов ценообразования на билеты у авиакомпаний.
По данным Росстата, стоимость перелета в салоне эконом-класса по стране в феврале 2024 года выросла на 42% по сравнению с февралем 2023 года.
«ФАС России направлены письма в крупнейшие авиакомпании о необходимости провести анализ расходов, включаемых в себестоимость авиаперевозок, эффективности применяемых способов закупки и принять все меры для обеспечения доступности авиаперевозок на внутренних воздушных линиях для всех категорий граждан. Работа по анализу подходов авиакомпаний к ценообразованию на авиабилеты продолжается», – следует из ответа руководителя ФАС Максима Шаскольского.
После пандемии в России продолжается рост авиаперевозок, несмотря на аномальное подорожание авиационных билетов. Фото агентства «Москва» |
Цены авиабилетов внутри страны могут измеряться и десятками тысяч рублей. В связи с этим интересно оценить масштаб бюджетных нарушений в Росавиации, о котором аудиторы сообщают в своем итоговом отчете.
Специалисты СП пишут, что они обнаружили перерасход средств для организации памятного гашения почтовых конвертов и марок в размере 7 тыс. руб. «В ходе контрольного мероприятия установлено, что отдельные закупки товаров осуществлялись сверх нормативной стоимости. Например, Росавиацией приобретен сувенирный почтовый штемпель на сумму 10,1 тыс. руб. для проведения мероприятия «Торжественная церемония памятного гашения почтовой художественной марки к столетию гражданской авиации России», при этом норматив на приобретение сувенирной продукции для официальных и торжественных мероприятий составляет 3 тыс. руб.», – указывают в СП.
Росавиация не ждет сильного подорожания билетов из-за роста сборов на ремонт аэродромов, сообщил в начале июня представитель этого ведомства. «Параметры изменения ставок сбора за аэронавигацию предстоит рассмотреть и утвердить Федеральной антимонопольной службой, поэтому обсуждать конкретные цифры пока преждевременно», – сообщил чиновник Росавиации.
В ходе проверки Росморречфлота аудиторы выяснили, что в запланированный срок не были завершены оплаченные бюджетом работы, за которые отвечало ведомство. Не обеспечено, в частности, завершение и ввод в эксплуатацию пяти буксирноспасательных судов ледового класса Arc4. Причина срыва строительства арктических буксиров – задержки с поставками импортного оборудования, объясняет СП.