Промышленное производство стало основным драйвером роста в первом полугодии. Фото РИА Новости
Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН обновил прогноз для российской экономики. ВВП прибавит по итогам года более 4%. И все же экономисты уже сейчас сомневаются в реализации своего воодушевляющего прогноза. Ведь вскоре ситуация начнет меняться. ИНП РАН отнес к факторам риска ускорение инфляции и одновременно с этим снижение экономической активности, потребительского спроса из-за ужесточения денежно-кредитной и налоговой политики.
Прогнозы для экономики РФ все противоречивее. Если опираться на текущую ситуацию, тогда расчеты демонстрируют хорошие перспективы для ВВП. Если же учесть предстоящие изменения в экономической политике, тогда оценки приходится корректировать – и не в лучшую сторону.
Это хорошо видно по новому обзору ИНП РАН, посвященному краткосрочному анализу динамики ВВП. С одной стороны, «анализ статистических данных, доступных на начало июля, свидетельствует о возврате российской экономики на траекторию быстрого роста после краткосрочной коррекции», сообщили эксперты.
Основным драйвером выступило промышленное производство, которое, например, в мае достигло максимального уровня по отношению к среднемесячному значению 2021 года с исключением сезонности. По уточнению экономистов, на промышленное производство существенно влияет ритмичность выпуска видов деятельности, так или иначе связанных с оборонной продукцией: это производство готовых металлических изделий, компьютеров, электронных и оптических изделий, прочих транспортных средств и оборудования.
Однако, с другой стороны, все отчетливее проявляются факторы риска. К ним в ближайшие месяцы можно отнести ускорение инфляции на фоне роста коммунальных тарифов и при этом снижение экономической активности, прежде всего потребительского спроса – из-за ужесточения денежно-кредитной и налоговой политики, сообщили в ИНП РАН. Уже сейчас, как отметили экономисты, «потребительский спрос выходит на плато, о чем свидетельствует замедление динамики оборота розничной торговли, в том числе по непродовольственным товарам».
Кроме того, говоря про жилищное строительство, эксперты предупредили, что возможное повышение ключевой ставки и завершение массовой льготной ипотеки – и то, и другое формирует негативные ожидания по объему выдач ипотечных кредитов и объемам жилищного строительства во втором полугодии 2024-го.
«Фактически в первом полугодии 2024-го в экономике сформировался импульс опережающего спроса, связанного с ожиданием роста ставок по кредитам. За счет этого импульса часть расходов второго полугодия была перенесена на более ранние сроки. Этот фактор будет оказывать существенное влияние на экономическую динамику во второй половине 2024 года», – пояснили в ИНП РАН.
Наконец, экономисты указали на «происходящее замедление роста в сельском хозяйстве». «Ожидаемое сокращение валового сбора урожая по итогам года связано как с погодными факторами, так и с высокой базой сравнения», – пояснили они.
Сейчас ИНП РАН прогнозирует, что по итогам 2024 года рост российского ВВП составит 4,2%. Однако авторы обзора предупредили, что с учетом обозначенных рисков прогноз «может быть скорректирован в сторону понижения». Причем они уже его немного ухудшали и раньше: в мае прогноз ИНП РАН предполагал, что экономический рост по итогам года составит 4,5%.
Хотя пока такие экспертные расчеты – даже с тенденцией к ухудшению – все равно заметно лучше официального прогноза. Напомним: в апреле Минэкономразвития повысило свой прогноз роста российской экономики на 2024 год до 2,8% с сентябрьской оценки в 2,3%.
Опрошенные «НГ» эксперты тоже сослались на риски ухудшения экономической ситуации, правда, как они полагают, негативный эффект начнет проявляться скорее всего в 2025 году, а не в 2024-м, который «по инерции» будет еще вполне успешным.
К основным поводам для опасений руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая отнесла, в частности, вероятное повышение ключевой ставки в июле, сохранение жестких денежно-кредитных условий в течение более продолжительного времени, подготовку предпринимателей к налоговым изменениям – 2025. Налоговые новации, судя по объяснениям аналитика, «могут привести к корректировкам инвестиционных программ бизнеса».
Начальник отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев тоже сослался на риски сохранения более высокой ключевой ставки, чем сейчас (про ставку см. подробнее в «НГ» от 04.07.24). Также, по его словам, многое будут решать цены на сырье, в частности на углеводороды.
Так что по итогам этого года еще можно ожидать экономического роста если и не на 4%, то на 3%, а вот в 2025-м, по оценкам, которые привела Беленькая, есть риск замедления роста ВВП уже до 1,3–1,5%.
Кроме того, некоторые эксперты опасаются по поводу бюджетных доходов. Минфин закладывал в свои проектировки, что благодаря новым мерам по совершенствованию налоговой системы казна получит в 2025 году дополнительно около 2,6 трлн руб. (см. «НГ» от 10.07.24).
Но есть и другие мнения. Как считает замначальника отдела Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова, «в следующем году в связи с принятием многочисленных поправок в налоговое законодательство, увеличивающих нагрузку на экономику, следует ожидать, что поступления в федеральный бюджет продолжат расти, хотя и более медленными темпами, чем было бы в случае предоставления экономике большего объема налоговых стимулов».
Наконец, эксперты ожидают, что реакция разных секторов экономики на выстраиваемые ограничители будет существенно отличаться. «Рост продукции оборонного комплекса пока остается безусловным приоритетом для государства. И он будет обеспечиваться в любом случае, – уверена Беленькая. – Поэтому ужесточение денежно-кредитной политики, повышение налоговой нагрузки, дефицит трудовых ресурсов и увеличение транзакционных издержек при импорте будут ограничивать экономическую активность прежде всего в гражданских отраслях – в той их части, которая не работает на госзаказ».
По мнению доцента Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Анатолия Колесникова, нужно внимательно следить за развитием ситуации и стараться препятствовать формированию двух экономик, одна из которых, получая субсидии государства, льготные целевые кредиты, будет поглощать все больше финансовых ресурсов и кадров, а другая из-за сокращения частных инвестиций начнет впадать в стагнацию.