0
2828
Газета Экономика Интернет-версия

16.07.2024 21:07:00

Новый цифровой прорыв запланирован на 2030 год

Больше всего перспектив и при этом рисков искусственный интеллект сулит системе здравоохранения

Тэги: ии, искусственный интеллект, риски, проблемы, обзор нифи

Online-версия

ии, искусственный интеллект, риски, проблемы, обзор нифи Чтобы оценить эффективность сегодняшнего искусственного интеллекта, иногда достаточно позвонить в крупную финансовую организацию и пообщаться с ее чат-ботом. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru

Несмотря на проблемы и курьезы, сопровождающие внедрение искусственного интеллекта (ИИ), список сфер, где технология находит применение, растет. ИИ наиболее широко используется в здравоохранении, финансовых и юридических услугах, транспортировке, следует из обзора, подготовленного Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) Минфина РФ. Такой список вызвал у части IT-экспертов сомнения и даже опасения из-за рисков, которыми будет и в мире, и в России сопровождаться делегирование ИИ «роковых» решений.

Многие компании тратят огромные средства на развитие и внедрение ИИ. Это приводит к ожиданиям нового прорыва на горизонте 2030 года, который, как предполагается, положит начало более продвинутому, «сильному ИИ» в противовес сегодняшнему – «слабому».

Исходя из таких предпосылок, эксперты НИФИ Минфина проанализировали, как развивается ситуация на рынке технологий ИИ в мире. Результаты анализа изложены в новом обзоре краткосрочных глобальных трендов (уточняется, что мнения авторов доклада могут не совпадать с официальной позицией НИФИ и Минфина).

«Рынок ИИ растет быстрыми темпами. Так, ожидается, что по сравнению с 2020 годом в текущем году он увеличится вдвое, а к 2030 году, по прогнозам, почти в девять раз», – сообщили аналитики. Если в цифрах, то в 2020-м глобальный рынок ИИ оценивался, по данным, которые приводят эксперты НИФИ, чуть больше чем в 90 млрд долл., в 2024-м он станет уже около 184 млрд долл., а в 2030-м достигнет почти 830 млрд долл.

«ИИ окажет огромное влияние на мировую экономику и к 2030 году увеличит мировой ВВП на 15,7 трлн долл.»,– уточнили также в НИФИ. Произойдет это, как прогнозируется, за счет повышения производительности труда и роста потребления. Стремительно будет увеличиваться и само число пользователей ИИ в мире: со 116 млн человек в 2020-м до 314 млн человек по итогам 2024-го и почти до 730 млн человек в 2030-м, следует из доклада.

Но то будущее, причем, что не исключено, отчасти утопическое, а что же происходит конкретно сейчас? «В последние годы список сфер и отраслей, где находит применение искусственный интеллект, расширяется», – сообщается в обзоре. Судя по обнародованным данным, в настоящее время наибольшее распространение в мире ИИ получил в здравоохранении: на эту сферу приходится почти 16% от глобального рынка ИИ.

Кроме того, упоминаются сферы финансовых и юридических услуг, а также промышленное производство (на них приходится примерно по 14% от мирового рынка ИИ), транспортировка (около 11%), сфера охранных услуг – 10%. Хоть и с меньшими показателями распространенности (5% и менее), но в этом же списке есть еще энергетическая отрасль, медиаиндустрия, сфера продаж и даже выделенное отдельным пунктом производство микропроцессоров.

Опрошенные «НГ» IT-специалисты отдельно высказались о ситуации с внедрением ИИ в разных отраслях российской экономики. Причем их мнения относительно как успешности этого внедрения, так и дальнейших перспектив отчасти разошлись.

Например, как рассказал «НГ» руководитель направления Data science («Наука о данных») платформы Hybe Алексей Калабурдин, в России чувствуют себя наиболее уверенно при взаимодействии с ИИ те отрасли и отдельные организации, которые уже имеют доступ к массивам данных, давно умеют с ними обращаться и потому четко осознают для своего бизнеса ценность ИИ-технологий. Это касается в основном финтеха, сферы рекламных технологий, электронной коммерции.

Остальные же, образно выражаясь, бродят в тумане технологической неопределенности. Так, по словам Калабурдина, бывает, что компании генерируют или потребляют много интересных данных, но не фиксируют их, не организуют и не хранят удобным для обработки образом. Кроме того, бывает, что внутри компаний все настолько зарегулировано и регламентировано, что там в принципе сложно получить доступ к данным для их продуктивного анализа. Правда, добавим: несмотря на это, ирония ситуации в том, что порой ценная информация, включая персональные данные, видимо, утекает наружу даже из таких компаний.

Изучив обзор НИФИ, Калабурдин обратил внимание на то, что на самом деле многие перечисленные примеры – здравоохранение, производство, юридические услуги, транспортировка – это не самые простые для внедрения искусственного интеллекта сферы. Особенно здравоохранение – из-за качества данных, из-за всевозможных регламентов, причем неважно даже, говорим ли мы о мире в целом или об отдельно взятой России.

В итоге у эксперта вызвал некоторое сомнение вывод о том, что именно в сферу здравоохранения ИИ сейчас проникает как будто наиболее глубоко. Возможно, речь идет о размерах контрактов на разработку и исследования, а не столько о реальном проникновении прикладного искусственного интеллекта в отрасль, предположил эксперт. По его уточнению, вакансий, связанных с ИИ, в этих перечисленных сферах даже в США сравнительно немного, а ведь США – лидер по объему ИИ-рынка. В России же таких вакансий в данных сферах еще меньше, следует из комментария эксперта.

Калабурдин напомнил о необходимости определенных границ при внедрении ИИ в разных сферах деятельности. «Надеюсь, ИИ у нас никогда не доберется до принятия потенциально «роковых» решений: в законотворчестве и применении закона, в медицинских вмешательствах, при зачислении студентов в вузы и т.д.», – сказал собеседник издания. По его мнению, в некоторых вопросах ИИ должен выполнять не более чем вспомогательную, рекомендательную функцию, а ответственность за принятие окончательного решения должна оставаться на человеке.

Но, как уже было сказано, есть и другие мнения. «Сложности, которые недавно мешали активному внедрению в деятельность компаний и в повседневную жизнь граждан ИИ, в том числе генеративного, были связаны с недостаточным вниманием государства и низким приоритетом развития в стране ИИ на государственном уровне. Очевидно, что с разработкой соответствующей госстратегии этот процесс стал идти гораздо быстрее», – сказал «НГ» гендиректор Национального центра компетенций по информационным системам управления холдингом Кирилл Семион.

По его словам, спрос на отечественные решения с использованием ИИ, в том числе генеративного, в России уверенно растет. Наиболее активно – в финансовой сфере, сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и именно в здравоохранении, следует из его комментария. «Большая часть применяемых в стране сервисов на основе ИИ, в том числе генеративного, сейчас централизована, – добавил Семион. – Проблем с доступом к ним жителей небольших городов в финансовой сфере и ИКТ нет. В медицине эти сложности имеют место. Исчезнут они примерно через 5–7 лет».

Однако вместо здравоохранения Семион привел пример другой сферы, в которой, по его мнению, технологии ИИ в России никогда не смогут взять на себя ключевые функции. Это управление производственными процессами в реальном секторе экономики. Ведь, как он пояснил, «здесь недопустима даже доля неопределенности».

Тем не менее если говорить о применении ИИ непосредственно внутри IT-сферы, то его преимущества могут быть очень ощутимыми. Допустим, эти технологии актуальны для информационной безопасности. «Алгоритмы машинного обучения позволяют анализировать огромные объемы данных для выявления закономерностей и аномалий в поведении пользователей, фиксировать потенциальные нарушения политик безопасности или факты несанкционированного доступа», – пояснила «НГ» эксперт группы компаний «Солар» Людмила Севастьянова. И что немаловажно, системы на базе ИИ значительно ускоряют весь процесс принятия решений, касающихся информационной безопасности. В будущем это, по словам эксперта, не только улучшит меры защиты, но и позволит оптимизировать процессы управления доступом, снизит административную нагрузку и повысит удобство для пользователей.



Читайте также


Гагаузия закрывается от Молдавии

Гагаузия закрывается от Молдавии

Светлана Гамова

Кишиневским министрам запретили въезд в автономию

0
1056
БРИКС предлагает свою версию энергетического перехода

БРИКС предлагает свою версию энергетического перехода

Дмитрий Гусев

Бакинская Конференции ООН по климату демонстрирует, что у идеологов псевдозеленого движения возникли сложности

0
1154
Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
2534
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1554

Другие новости