Речные суда, курсирующие по Москве-реке, – полностью российская разработка. Фото агентства «Москва»
В Москве в следующем году появится еще один, третий маршрут речного электротранспорта. Первыми двумя с момента запуска воспользовались уже 1,3 млн человек, а до конца этого года количество пассажиров достигнет полутора миллионов. Инновационные речные электротрамваи маневренны, морозостойки. Использование электротяги делает их максимально экологичными, а алюминиевый корпус благодаря легкости экономит заряд батареи и повышает эффективность этого вида транспорта.
Уникальный проект
Московское речное судоходство в последние годы переживает второе рождение. Москва-река, протяженность которой в черте столице составляет 80 км, является для города естественной транспортной магистралью, связывающей разные районы мегаполиса и дающей выход к соседним регионам. До 1990-х годов речная навигация была в Москве полноценным общественным транспортом. Затем регулярные перевозки прекратились, инфраструктура пришла в упадок. В 2010-2020-х годах началось масштабное восстановление. Недавно к москвичам и гостям столицы вернулось регулярное речное сообщение – 20 июня 2023 года был открыт первый маршрут, на который вышли современные алюминиевые электросуда, затем к нему был добавлен второй маршрут. Столичный электрофлот достиг 21 единицы, став крупнейшим в мире.
Теперь московские власти объявили о планах расширить флот и маршрутную сеть речного электротранспорта. К 21 электросудну будут добавлены еще 10 – повышенной вместимости (54 человека) и с почти вдвое увеличенной емкостью батарей. А в 2025 году будет открыт третий маршрут, сообщил руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максим Ликсутов.
Инновационный вид транспорт станет доступен примерно 60 тыс. жителей Даниловского, Таганского и Южнопортового районов, а также Замоскворечья. Запланировано до шести причалов-остановок возле крупных жилых комплексов. Горожане смогут строить более удобные, чем сейчас, маршруты передвижения: например, от причала Дербеневская Набережная до причала Торпедо можно будет добраться за 10 минут, сейчас приходится ехать в четыре раза дольше на метро и наземном транспорте. Около 25 минут займет путь от причала Симоновский до причала Дербеневская Набережная – если пользоваться автобусами и метро, потребуется 40 минут.
«Инновационный регулярный речной транспорт доказал свою эффективность: c момента запуска электросудов на них совершили более 1,3 млн поездок, а до конца года мы ожидаем более 1,5 млн», – рассказал Максим Ликсутов.
«Это уникальный проект не только для Москвы и России, но и в мировой практике. Это первый круглогодичный, самый современный водный транспорт полностью на электрическом ходу», – рассказывал ранее мэр Москвы Сергей Собянин. В столицу вернулся по-настоящему востребованный и любимый горожанами вид транспорта. Круглогодичного водного транспорта полностью на электроходу нет больше нигде, кроме Москвы. Сегодня столица – это не только лидер по использованию электрического транспорта, но и центр разработки и внедрения его самых инновационных моделей.
Вот уже год пассажирские электросуда курсируют по маршрутам Киевский – Парк «Фили» и ЗИЛ – Печатники, связавшим жилые и офисные кварталы вдоль реки. Общая протяженность речных линий составляет более 20 км. На электросудах можно добраться до дома по реке в любую погоду без пробок или совершить познавательную прогулку, запустив на борту аудиоэкскурсию.
Пассажиры могут существенно экономить время в пути: например, поездка из Печатников до Нагатинского затона на машине займет около 28 минут, на городском транспорте с остановками – больше 40 минут, а по реке – всего 12 минут, то есть в три раза меньше. Речной электротранспорт полностью интегрирован в систему общегородского – оплатить проезд можно банковской картой, «Тройкой» и по биометрии.
Панорамные окна и стеклянный потолок позволяют наслаждаться живописными видами и максимально использовать естественный солнечный свет. Фото агентства «Москва» |
Электротрамваи, курсирующие по московским маршрутам, – полностью российская разработка. «Синичка», «Филька», «Неглинка», «Сходня», «Раменка», «Пресня», «Яуза», «Сетунь» – названия им даны в честь московских рек. Длина каждого трамвайчика – 21,8 м, ширина – 6,2 м, вес – 50 т, осадка в воду – полтора метра. Техника работает в любую погоду и любое время года, даже зимой: на корпусе установлен ледовый пояс, позволяющий передвигаться в мелкобитом льду.
Каждое судно вмещает 50 пассажиров, в них нет ступенек, установлены столики, отведены места для самокатов, велосипедов, детских колясок, есть вайфай и USB-разъемы для зарядки гаджетов. Панорамные окна и стеклянный потолок позволяют не только наслаждаться живописными видами, но и по-максимуму использовать естественный солнечный свет.
В отличие от дизельных судов электротрамваи абсолютно экологичны, даже внутри отделаны материалами, безопасными для окружающей среды. На премии «Экотех-Лидер 2023» проект регулярного речного электротранспорта в Москве (за его реализацию отвечает компания «Водоходъ») забрал победу в номинации «Сокращение вредных выбросов в атмосферу». Полная зарядка длится не более 30 минут, после нее трамвайчик может работать около пяти часов, а на некоторых причалах есть возможность подзарядиться.
Еще одной важной технологической и экологической инновацией стало активное применение алюминия. Корпуса электросудов сделан из крылатого металла, свыше 6 т алюминия уходит на строительство одного речного трамвая. Алюминий и его сплавы в последние годы все активнее применяются в гражданском судостроении. Легкость этого металла позволяет снизить массу судна, что повышает грузоподъемность последнего и снижает расход топлива. Другое преимущество алюминия – коррозийная стойкость: корпус из алюминия не вступает в реакцию с агрессивной водной средой, не нуждается – в отличие от стального – в регулярном окрашивании для борьбы с ржавчиной. Особенно стратегические преимущества алюминия актуальны для судов на электрическом ходу, так как легкость алюминия позволяет экономить заряд батареи, увеличивает длительность хода на одном заряде.