Экспорт российской нефти заметно вырос в сентябре при неизменных объемах добычи. Фото РИА Новости
Поддержание экспорта угля, нефти, газа требует от РФ все больших усилий и даже изобретательности. При этом даже поставки в Китай не являются для нас гарантированными: вялый спрос и признаки деэскалации ближневосточного конфликта спровоцировали резкое снижение нефтяных цен, которое продолжается с начала недели. Вслед за ценами поползут вниз и российские экспортные доходы. В сентябре РФ существенно увеличила вывоз своей нефти за рубеж. Но заработала при этом заметно меньше валюты, чем в прошлые месяцы.
Котировки нефти на мировых биржах резко снижались во вторник, реагируя на смягчение напряженности на Ближнем Востоке и на ухудшение прогноза мирового спроса от Международного энергетического агентства (МЭА). Декабрьские фьючерсы на нефть марки Brent подешевели на лондонской бирже почти на 4%, до 74,4 долл. за баррель. За прошлую торговую сессию нефть сорта Brent подешевела на 2%.
По данным источников, Израиль отказался от планов ударов по нефтяным и ядерным объектам Ирана. «Эта новость помогла снизить опасения начала полномасштабной войны на Ближнем Востоке, которая могла бы нарушить поставки нефти на мировой рынок. С учетом неопределенных прогнозов спроса риски на нефтяном рынке теперь смещены в сторону снижения», – отметил старший аналитик ActivTrades Рикардо Эвангелиста.
МЭА ухудшило прогноз роста мирового спроса на нефть в 2024 году до 862 тыс. барр. в сутки (б/с) с ожидавшихся ранее 903 тыс. б/с. В агентстве отметили, что в третьем квартале 2024 года глобальный спрос на нефть повысился всего на 680 тыс. б/с в годовом исчислении, что является самым слабым показателем с четвертого квартала 2022 года.
Страны ОПЕК+ в сентябре добывали 34,43 млн б/с нефти, хотя по условиям соглашения – с учетом всех добровольных сокращений ряда членов альянса – должны были извлекать меньше (33,7 млн б/с), сообщает МЭА. Таким образом, превышение плана нефтедобычи по итогам прошедшего месяца составило 720 тыс. б/с.
МЭА сообщило также во вторник о росте российского нефтеэкспорта в сентябре на 7%. При этом доходы России от экспорта нефти снизились на 5%. Экспорт нефти и нефтепродуктов из России в сентябре вырос до 7,5 млн барр. в сутки по сравнению с 7 млн б/с (на 7%). А доходы РФ от нефтяного экспорта снизились с 15,5 млрд до 14,7 млрд долл., говорится в новом отчете МЭА.
Добыча жидких углеводородов в России, по данным МЭА, в сентябре составила 10,5 млн б/с по сравнению с 10,6 млн б/с в августе.
МЭА отмечает, что сентябрьский экспорт нефти российского сорта Urals был самым высоким за 5 месяцев.
Прогнозы российских чиновников долгие годы исходили из того, что мировой спрос на традиционные энергоресурсы будет сохраняться, а значит, будет оставаться повышенный спрос и на российское сырье. Реальность же оказалась иной. Без серьезных проблем Европа смогла довольно быстро почти отказаться от российского газа. Растущие мощности Европы в альтернативной энергетике также способны удовлетворить значительную часть спроса на электроэнергию, даже зимой. На этом фоне Россия сталкивается с падением спроса на свое традиционное сырье.
Объемы торговли России с таким крупным торговым партнером, как Китай, продолжают замедляться. Самое заметное сокращение наблюдается в поставках российского угля в Китай. Сообщалось, что по итогам первых семи месяцев этого года экспорт угля из РФ в КНР снизился в 1,7 раза в годовом выражении, до 5,5 млрд долл. В натуральном выражении поставки снизились на 10%, до 54,4 млн т. Причем только в июле поставки упали на 3% в годовом выражении, до 8,8 млн т.
К слову, негативная динамика наблюдалась и в поставках на другие значимые рынки. Так, по итогам первого полугодия экспорт в Индию снизился на 11,5% в физическом выражении, в Турцию – на 4%, в Южную Корею – в 1,7 раза, следовало из данных Kpler.
По мнению ряда экспертов, российская угольная отрасль, вероятно, вступает в самый тяжелый кризис за последние 30 лет.
Как ожидается, по итогам этого года экспорт угля из России может снизиться примерно на 6% – до 200 млн т. Такой прогноз озвучил замгендиректора Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго России Дмитрий Завалов. По оценке отраслевого портала Coal Hub, по итогам восьми месяцев общая перевалка угля в российских портах снизилась на 11,5%, до 125 млн т.
Российская угольная отрасль сильно зависит от экспорта в азиатские страны. Фото Reuters |
По данным Минэнерго, в прошлом году Россия экспортировала 213 млн т угля при добыче 438 млн т. По оценкам министерства, на Китай приходится 48% от угольного экспорта РФ. В 2023 году РФ увеличила поставки в страну на 42%, до 100 млн т.
Снижение поставок отражается и на добыче сырья. По данным Росстата, в августе добыча угля снизилась на 3,6% в годовом выражении. По итогам восьми месяцев этого года добыча увеличилась на скромные 0,5%.
Россия продолжает переориентировать поставки и другого своего сырья в Азию. Как следует из отчета ОПЕК, по итогам августа на российскую нефть пришлось 40% всего объема импортируемой нефти в Индию. Для сравнения: месяцем ранее доля российской нефти достигала 45%.
В Международном энергетическом агентстве фиксировали сокращение спроса на нефть в Китае. Расчеты Интерфакса на основе данных китайской таможенной статистики свидетельствуют, что совокупно за девять месяцев Китай импортировал 412,4 млн т нефти, что на 2,8% меньше, чем за аналогичный период 2023 года.
В российском «Газпроме» обещают, что Россия поставит в Китай в 2024 году на 1 млрд куб. м газа больше контрактных обязательств. Ранее «Газпром» и китайская CNPC договорились о досрочном выводе поставок российского газа в Китай по «Силе Сибири» на максимальный уровень с декабря 2024 года вместо начала 2025 года. До этого российский газовый холдинг планировал вывести «Силу Сибири» на проектную мощность в 38 млрд куб. м газа с 1 января 2025 года. По итогам прошлого года компания нарастила поставки газа в Китай по газопроводу до 22,7 млрд куб. м, а по итогам текущего года они могли составить 30 млрд куб. м, отмечал ранее вице-премьер РФ Александр Новак. Для сравнения: до украинского кризиса только в Европу «Газпром» экспортировал свыше 150 млрд куб. м газа ежегодно.
При этом в России ситуацию на европейском газовом рынке по-прежнему оценивают как крайне негативную. В частности, глава «Газпрома» Алексей Миллер не исключал появления новых ценовых шоков и перебоев с поставками газа в случае дальнейшей «деиндустриализации Европы». По его словам, в Европе идет «целенаправленное разрушение спроса на газ» – за 9 месяцев 2024 года к аналогичному периоду 2023 года снижение спроса на газ в Евросоюзе и Великобритании составило еще 11 млрд куб. м газа.
Вместо газа европейская энергетика все больше опирается на возобновляемые источники – то есть на ветровую и солнечную энергию. В течение этого года в ЕС неоднократно фиксировались отрицательные цены на электроэнергию. Основная причина – быстрые темпы развития солнечной и ветровой энергетики, что создало избыточное предложение. Как сообщала консалтинговая компания ICIS, в первые восемь месяцев цены на электроэнергию в Европе многократно опускались ниже нуля, иногда достигая –22 долл. за мегаватт-час.
Ассоциация электроэнергетической отрасли Eurelectric сообщила, что уже половина производимой в ЕС электроэнергии в первой половине этого года пришлась на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Ассоциация заявила, что Европа декарбонизируется беспрецедентными темпами: 74% электроэнергии поступает из «возобновляемых и низкоуглеродных источников энергии», включая атомную энергетику, что является «значительным ростом» по сравнению с 68% в 2023 году. Причем в одной только Германии ВИЭ покрывают 58% валового потребления электроэнергии, сообщали в ассоциации.
Тем не менее в Eurelectric констатируют: «Из-за переноса промышленности за рубеж, более высоких температур, экономии энергии и медленного экономического роста спрос на электроэнергию в ЕС в первой половине 2023 года снизился на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и продолжал оставаться низким в первой половине 2024 года, на 4,8% меньше, чем два года назад».
Состояние российского энергетического сектора в 2024 году действительно вызывает озабоченность, особенно в связи с изменениями на глобальном энергетическом рынке, соглашаются эксперты. «Россия столкнулась с существенными вызовами на фоне снижения спроса на ее традиционные энергоресурсы, особенно в Европе, где решение ЕС отказаться от российского газа и увеличение мощностей в возобновляемой энергетике (солнечной и ветровой) привели к сокращению спроса на российский газ и уголь. Этот процесс ускорился благодаря созданию альтернативных источников поставок и развитию технологий хранения энергии. Падение доходов от экспорта в Европу особенно заметно на фоне диверсификации поставок в азиатские страны, которые не полностью компенсируют потери от европейского рынка», – подчеркивает директор по стратегии «Финам» Ярослав Кабаков.
По его словам, в самой России происходит сужение рынков сбыта для угля и газа, что увеличивает издержки на хранение и переработку. «Российская угольная отрасль может оказаться в кризисной ситуации, так как значительная часть добычи ориентировалась на экспорт. Сложности с транспортной логистикой на Восток также не способствуют развитию новых рынков», – рассуждает эксперт.
Однако он считает преждевременным говорить о масштабном кризисе всего энергосектора, но проблемы действительно нарастают. Проблемы угольной отрасли остаются слишком серьезными, так как компании работают на грани рентабельности, а иногда даже в убыток на фоне низких мировых цен на уголь и проблем с логистикой, говорит аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Доцент Президентской академии (бывшая РАНХиГС) Даниил Гоненко сомневается, что у ЕС получится в ближайшие годы отказаться от традиционных видов сырья. «В мире нет недорогих технологий по производству аккумуляторов энергии, которые необходимы для солнечных электростанций, поэтому себестоимость тепловой и электроэнергии получается гораздо выше, нежели чем если бы они использовали российские энергоресурсы.
"А у РФ рекордные контракты с Азией (Индия, Китай и т.д.). И учитывая, что российские энергокомпании активно внедряют технологии бережливого производства и повышения эффективности труда, говорить о кризисе в нашей энергоотрасли преждевременно», – подчеркивает он. Тем не менее Евросоюз сумел достичь значительного развития возобновляемых источников энергии, продолжает эксперт «БКC Мир инвестиций» Людмила Рокотянская. «В первой половине 2024 года 50% электроэнергии в ЕС было произведено из возобновляемых источников. При этом доля российского газа на европейском рынке за последние годы снизилась с 45 до 18%. И власти ЕС стремятся полностью отказаться от российского газа в пользу поставщиков из Норвегии и США», – говорит она.
Что касается развития возобновляемой энергетики, то она во многом зависит от цен на традиционные источники энергии, считает Рокотянская. «Чем выше цены на нефть, газ, уголь, тем привлекательнее на их фоне выглядит альтернативная энергия. Тем больше возможностей для дальнейших инвестиций получает данная новая сфера. И наоборот, падение цен на традиционные энергоресурсы способно серьезно подкосить тренд на развитие возобновляемой энергии», – резюмирует эксперт.