0
3908
Газета Экономика Интернет-версия

17.10.2024 20:08:00

Роботизации противопоставляют бережливые практики

Дефицит кадров в экономике РФ мог быть больше, чем сейчас, примерно на 130 тысяч человек

Тэги: нацпроект, производительность труда, бережливые практики, дешевый труд, дефицит кадров, дефицит компетенций у менеджеров, роботизация, модернизация


нацпроект, производительность труда, бережливые практики, дешевый труд, дефицит кадров, дефицит компетенций у менеджеров, роботизация, модернизация На форуме «Производительность 360» подвели итоги реализации профильного национального проекта. Фото с сайта www.economy.gov.ru

В риторике властей по поводу рынка труда меняются акценты: дешевого труда больше не будет, то, что сейчас происходит, – дефицит не столько кадров, сколько управленческих компетенций у менеджеров, объявил замглавы администрации президента Максим Орешкин. В правительстве осознают, что не каждое предприятие может инвестировать в технологическое перевооружение и роботизацию. Поэтому изыскиваются иные подходы. Как сообщили в Минэкономразвития, нацпроект «Производительность труда» за шесть лет снизил потребность в кадрах на 130 тыс. человек – за счет «бережливых практик».

В экспертном сообществе, в среде предпринимателей и ряде ведомств до сих пор много говорится об остром дефиците кадров в России. Но теперь такие разговоры как будто все больше ведутся по инерции.

«На самом деле это не дефицит кадров, это зачастую дефицит управленческих компетенций у менеджеров тех или иных компаний», – заявил в четверг замглавы администрации президента Максим Орешкин на форуме «Производительность 360».

По его словам, работодателям надо осознать, что дешевого труда в нашей экономике больше не будет. И в такой ситуации «важно очень бережно относиться к тому ресурсу, который становится все дороже и дороже». «Это означает, что повышение производительности труда – единственный способ сохранения маржинальности вашего бизнеса или предоставления качественных услуг в сфере услуг, в государственном секторе», – отметил Орешкин.

Первый способ, как этого добиваться, – инвестировать в новые технологии, проводить программы автоматизации, внедрять искусственный интеллект.

Но в правительстве, судя по всему, осознают, что далеко не каждое предприятие способно инвестировать большие средства в полноценную модернизацию, технологическое переоснащение или в ту же роботизацию. Особенно теперь – с учетом разных ограничений: от проблем с доступностью заемного капитала до трудностей с доступностью передовых технологий.

Поэтому второй способ повышения эффективности, найденный правительством, – обучение предприятий особым «бережливым практикам». Прежде всего в рамках профильного нацпроекта.

Тем более что, судя по некоторым оценкам экспертов, само по себе наличие сверхсовременного оборудования – еще не панацея от всех связанных с неэффективностью экономических «болезней». «Активно поддерживая закупку промышленными предприятиями нового оборудования, мы расширяем возможности производства. Но в пересчете на работу сотрудника – по сравнению с продвинутыми странами – мы часто впустую тратим десятки часов в неделю каждого сотрудника из-за недозагруженного оборудования и брака», – сообщил доцент Всероссийской академии внешней торговли Иван Костин.

По данным Минэкономразвития, нацпроект «Производительность труда» позволил снизить за шесть лет потребность экономики в кадрах на 130 тыс. человек. Бизнесу пришлось бы искать эти десятки тысяч работников в дополнение к тому дефициту, который и так случился. Причем компании, внедрившие «бережливые практики» на производстве, стали тиражировать их и в других подразделениях, включая логистику, бухгалтерию, маркетинг.

«Инфраструктура» нацпроекта включает федеральный центр компетенций и созданные в 60 субъектах РФ региональные центры компетенций, которые, проводя консультации, помогают компаниям внедрять бережливое производство, совершенствовать управление, логистику и сбыт продукции.

Теперь этот же подход будет продолжен в рамках нового нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». «Необходимо переходить все больше от точечной работы с конкретными предприятиями к отраслевым решениям, поэтому мы создаем центры компетенции в ключевых отраслях. И отдельно будем заниматься сферами, где у нас производительность труда в последнее время росла не так быстро. Это и туризм, и строительство, и транспорт, и логистика», – рассказал на форуме в четверг глава Минэкономразвития Максим Решетников. Также в работу будут вовлечены и государственные компании, и социальная сфера. Ожидается, что на новом этапе получится повысить производительность труда более чем на 20% к 2030 году и закрыть 10% от кадрового дефицита.

Эксперты, впрочем, считают, что при всей, не побоимся этой тавтологии, пользе полезных советов все-таки важно предпринимать какие-то еще меры. «Одним из значимых барьеров существенного повышения производительности остается низкая мобильность трудовых ресурсов, подчас «запертых» в моногородах и на удаленных территориях», – сообщил замгендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников.

А значит, требуется увязка создания новых рабочих мест с мерами как по переобучению кадров, так и по обеспечению внутренней трудовой миграции, переезда работников из одного города или региона в другой – и это вынуждает искать решения, касающиеся в том числе жилищной сферы. Решения, как можно судить по событиям вокруг льготной ипотеки, очень непростые для финансовой системы страны. 


Читайте также


Программа "Земский работник культуры" стартовала без учета инфляции

Программа "Земский работник культуры" стартовала без учета инфляции

В 2025 году специалистов заманивают в глубинку теми же суммами, что в 2015-м

0
2448
В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

Ольга Соловьева

Дефицит кадров в промышленности предлагают устранить увеличением налогов для самозанятых

0
6378
Возможен ли промышленный рост за пределами госзаказа

Возможен ли промышленный рост за пределами госзаказа

Анастасия Башкатова

Индустриальная развилка: нацпроекты – стимул, денежно-кредитная политика – тормоз

0
11724
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
11479

Другие новости