Замминистра финансов Алексей Сазанов напомнил бизнесу об особом историческом моменте. Фото фонда «Росконгресс» |
Уже конец года, а бизнес все еще не понимает, как ему адаптироваться к налоговым преобразованиям. На прошедшем в конце недели Московском финансовом форуме одни из самых запоминающихся дискуссий касались перенастройки налоговой системы. На сессии «Налоговая система 2025+. Курс на справедливость» было не протолкнуться среди желающих послушать мнения бизнеса и ответы профильных ведомств: не то что сесть – встать было негде. Спикеры не скупились на яркие образы и едкую иронию, аудитория временами взрывалась хохотом.
Минфину в лице статс-секретаря – замминистра Алексея Сазанова пришлось противостоять напору со стороны трех главнейших бизнес-объединений. И надо отдать должное: контраргументы, которые он приводил, были убойными, спорить с ними сегодня рискнет не каждый. Но обо всем по порядку.
Первым по поводу внедряемого ФИНВ высказался президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Его выступление было наиболее эмоционально сбалансированным. По его словам, введение механизма ФИНВ – «шаг в сторону социальной справедливости»: предприниматели согласились «обменять повышение налога на прибыль на серьезный федеральный инвестиционный налоговый вычет». И уже хорошо, что в законодательство введено само это понятие. «Активно инвестирующие компании не должны почуствовать повышение налогового бремени», – пояснил Шохин.
Но все же некоторые моменты, судя по оценкам главы РСПП, нужно донастроить, причем именно исходя из критериев справедливости, стабильности и предсказуемости. Шохин напомнил о спорах по поводу суммы, которую предлагалось заложить в бюджет для компенсации активно инвестирующему бизнесу повышения ставки налога на прибыль. Сначала были предложения прописать сумму в размере 500 млрд руб. Но в процессе обсуждений 500 млрд руб. снизились до 300 млрд, потом до 200 млрд – в итоге был выбран вариант 150 млрд руб.
Помимо этого, Шохин указал на то, что перечень отраслей, которые подпадают под инвествычет, мог бы стать шире. «Мы считаем, что есть отрасли, которые явно могли попасть в этот вычет: и IT, и связь, и ЖКХ», – обратил внимание Шохин. Сейчас предполагается, что на ФИНВ смогут претендовать компании, работающие в пяти отраслях: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания; научные исследования и разработки.
И это тоже не все. Право на инвествычет предоставляется при вложениях в «машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь», а также «исключительные права на изобретение, полезную модель или промышленный образец». «Но мы уже несколько лет с Минфином ведем дискуссию о том, надо ли учитывать социальные инвестиции компаний, которые они делают за свой счет и которые сменяют расходы бюджета – мы считали всегда, что надо. Поэтому это тоже предмет для дискуссий на будущее», – добавил Шохин.
Глава РСПП уточнил, что бизнес готов воспринимать «схему 2025 года» не как застывшую, а как пилотный, экспериментальный режим, который скорее всего будет нуждаться в доработке, причем не после завершения трехлетки, а раньше.
Намного жарче в зале стало во время выступления председателя «Деловой России» Алексея Репика. Судя по его разъяснениям, изначально бизнес ожидал получить настоящий, полноценный налоговый вычет. А по факту предпринимателям предстоит иметь дело с «генетически модифицированным организмом», сказал Репик. С учетом всех ограничений и лимитов на получение вычета нет особой уверенности, что бизнес сможет использовать даже и эти 150 млрд руб., отметил Репик.
В последовавший затем обмен мнениями по поводу того, что именно прибыль компаний – главный источник финансирования инвестиций, глава РСПП вставил знаковую фразу о недавно сделанных заявлениях зампредседателя Центробанка Алексея Заботкина (см. «НГ» от 14.10.24). «Тут Алексей Заботкин сказал, что повышение ключевой ставки способствует росту конкуренции и очищению от малоэффективных компаний. Так и повышение налогов тоже этому будет способствовать», – сыронизировал Шохин. К чему Репик тут же добавил: «Еще можно воздух откачать в зале».
Президент «Опоры России» Александр Калинин привел статистику: «Последние два года каждый год малый бизнес платит в систему на 1 трлн руб. больше, и может появиться ощущение, что можно бесконечно так делать. Но это не так». Если нагрузку повышать и дальше, то возникает риск возврата к серому бизнесу, предупредил Калинин. Или другой пример. «Малый бизнес сегодня платит в бюджетную систему около 20% всех налогов и сборов, что абсолютно коррелирует со вкладом малого и среднего предпринимательства в ВВП», – добавил он.
От обсуждения «генетически модифицированного организма» спикеры перешли к сравнению бизнеса с той коровой, которую «не выдоишь за день – устанет рука». Но чтобы корова давала больше молока, ее надо и больше кормить. «Чтобы малый бизнес формировал тогда не 20% ВВП, а к примеру, 60%, как в Китае», – отметил Калинин. Хотя, как сказал Репик о профильных ведомствах, видимо, они «отличники ГТО, у них руки вообще не устают».
На такие претензии и предстояло отвечать Минфину. «Понятно, что, когда повышают налоги, слова «справедливое повышение» режут слух. Все будут недовольны, кто-то больше, кто-то меньше, – признал Сазанов. – Наша задача вместе с Федеральной налоговой службой состоит в том, чтобы выбрать наилучшее из худшего». По его уточнению, оценить, насколько в принципе был сделан верный выбор, можно будет через два-три года – постфактум, когда станет ясно, продолжается ли экономический рост, рост зарплат, рост потребления, все ли было сделано с обороноспособностью из того, что планировалось.
«А сейчас, в моменте оценивать справедливость тех мер, которые приняты, невозможно. Пока не будет понятно, на что были потрачены дополнительные деньги, невозможно сказать, справедливо это было или нет», – пояснил Сазанов.
На что тут же последовал вопрос от Шохина: «Почему вы считаете, что вы лучше решите, как потратить, нежели компании, которым эти деньги оставили бы?»Сазанов продолжил, что сам он, конечно, ничего не решает, но есть цели, которые ставит руководство страны в том числе перед самим Минфином. «Есть задачи, которые наша страна решает. Мы обеспечиваем те доходы, которые необходимы для решения этих задач. Эти задачи общие», – подчеркнул Сазанов.
«Есть определенные моменты исторические, во время которых государство должно инвестировать в определенные сектора, в определенных людей. И в эти моменты государство изымает больше из экономики, чтобы иметь свой внутренний инвестиционный ресурс… Да, инвестиционный ресурс в целом в любой экономике – тем более наша экономика не очень большая, – он ограничен. И он всегда перераспределяется между бизнесом и государством за счет в том числе налогов. Поэтому в определенные моменты, когда потребность государства в инвестициях больше, происходит смещение этих инвестиций в сторону государства», – уточнил Сазанов.
Говоря же о запланированной в бюджете сумме в размере 150 млрд руб., Сазанов уточнил, что в своем прогнозировании Минфин был консервативен. Но с учетом той «инфляции затрат», с которой сталкиваются сейчас инвесторы и которая может достигать 10–15–20% в год, лимит в 150 млрд руб., как ожидается, «будет выбран», использован.
«И не в силу того, что будет проинвестировано и будет построено физически больше, а в силу того, что идет инфляция затрат. И конечно, если мы прогнозировали на уровне 2023 года, а применяться это (механизм. – «НГ») будет в 2025 году, то за счет накопленной инфляции за два года скорее всего мы превысим лимит в 150 млрд руб.», – добавил еще одну деталь замминистра финансов.
Другими словами, бюджету теперь предстоит профинансировать в рамках федерального налогового инвествычета не столько даже сами инвестиции в технологическое переоснащение, сколько все ту же инфляцию.