0
3051
Газета Экономика Интернет-версия

25.10.2024 13:29:00

Мошенники взламывают не технологии, а человека

Какие навыки и сервисы помогают не попасться на уловки злоумышленников


Противостоять волне телефонного мошенничества можно, активно повышая уровень киберграмотности. Фото с сайта www.vecteezy.com

В России последние годы происходит настоящая эпидемия телефонного мошенничества. Злоумышленники совершенствуют и разрабатывают все новые сценарии похищения денег граждан, к примеру, в последнее время стали активно предлагать легкий заработок на маркетплейсах. По оценкам Сбера, количество преступлений в сфере кибербезопасности ежегодно увеличивается на 20%, и если в прошлом году злоумышленники похитили у россиян порядка 250 млрд руб., то в этом году объем хищений может достигнуть 300 млрд руб. С кибермошенниками борются правоохранительные органы и кредитные организации. Проблема в том, что, попав под психологическое воздействие аферистов, люди сами отдают деньги преступникам. А значит, противостоять волне телефонного мошенничества можно, активно повышая уровень киберграмотности.

Как сообщил недавно вице-президент Сбербанка по кибербезопасности Сергей Лебедь, в последнее время злоумышленники активизировали схему с обещанием заработка на маркетплейсах. В мессенджер приходит предложение подработать – оценить товары за 300-500 руб. За работу действительно платят, входя в доверие и стимулируя желание продолжить зарабатывать. А далее обман может развиваться по двум сценариям.
Мошенники поручают более серьезное задание – выкупить определенный товар за вознаграждение. Думая, что совершает покупку, жертва переводит деньги злоумышленникам, не получая ни товара, ни вознаграждения. А если купить товар человек отказывается, ему предлагают предоставить банковскую карту для приема платежей маркетплейса за проценты от совершаемых другими людьми покупок. Соглашаясь, человек невольно становится дроппером и соучастником преступников, поскольку его используют для вывода похищенных у граждан средств.

«Если вам предлагают работу, не требующую никаких навыков, и при этом обещают высокий доход – будьте осторожны: почти наверняка вы столкнулись с мошенниками, – призвал Сергей Лебедь. – В схемах с маркетплейсами есть риск либо лишиться собственных средств, либо стать дроппером, то есть соучастником злоумышленников, даже не подозревая об этом. В скором времени дропперство может стать уголовно наказуемым преступлением. Это значит, что, действуя под влиянием мошенников, можно будет лишиться не только денег, но и свободы».

Ранее, отметим, Сбербанк предупреждал о схожей схеме мошенничества с оценкой сервиса ресторанов и гостиниц. Еще один сценарий, популярный в этом году, преследует цель получить доступ к аккаунту жертвы на «Госуслугах». «Пожилым могут звонить от имени медицинского учреждения или социальных организаций, сообщать о перерасчете пенсии и под предлогом записи на прием в организацию просят продиктовать трехзначный код из СМС для входа в аккаунт, – рассказывал Сергей Лебедь. – Молодым людям могут сообщать о поступлении посылки или письма или звонят от имени сотовых операторов с сообщением о необходимости продлить договор обслуживания». Конечная цель мошенников – оформлять займы в микрофинансовых организациях через взломанный аккаунт.

«У Сбера эффективность защиты от кибермошенников – 99,8%. То есть из 1000 попыток мошенничества 998 мы выявляем, останавливаем, – отмечал Сергей Лебедь. – Но большинство хищений, которые мы сегодня наблюдаем, – это следствие «взлома» не технологий защиты, а человека. Человек сам все делает, чтобы отдать деньги злоумышленникам. Технологически защититься от этого практически невозможно. Надо разговаривать с людьми, повышать уровень их знаний о киберугрозах. Именно неосведомленность граждан об элементарных правилах кибергигиены не позволяет им противостоять изощренным мошенническим схемам обмана».

Для повышения киберграмотности граждан Сбер создал уникальную онлайн-библиотеку киберзнаний. Информация об актуальных мошеннических схемах представлена на бесплатном портале по киберграмотности «Кибрарий». На нем можно узнать, например, как провести настройку конфиденциальности и приватности в мессенджерах, как подобрать надежный защищенный пароль и настроить безопасную работу устройств умного дома, как защитить детей от киберпреступников и многое другое. На «Кибрарии» есть статьи и видео о схемах обмана, полезные памятки и инструкции (например, о том, как распознать фишинговый сайт или что делать, если взломали аккаунт), обучающие курсы и тесты. На портале также есть ссылки на сервисы безопасности Сбера – можно проверить собственные данные в утечках, сообщить в службу безопасности банка телефон или сайт мошенника или спамера.

Кроме того, на портале СберСова всем желающим доступен бесплатный обучающий онлайн-курс Сбера «Вселенная персональных данных: защита в интернете». Видеоролики и обучающие курсы есть и в мобильном приложении СберБанк Онлайн. В приложении также доступны различные сервисы по кибербезопасности, которые, например, позволяют проверить сайт на предмет фишинга, активировать определитель мошеннических и спам-звонков, подключить уведомления о банковских операциях близкого человека и сделать многое другое. Многие из этих сервисов бесплатные.



Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
452
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
516
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
311
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
397

Другие новости