В правительстве Михаила Мишустина рассчитывают на дальнейший рост капвложений. Фото с сайта www.government.ru
Российские власти рассчитывают на рост интереса бизнеса к такому инструменту поощрения инвестиций, как соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Этот механизм ориентирован главным образом под крупные инвестпроекты. Число подобных соглашений вряд ли сильно увеличится, считают эксперты. Высокие процентные ставки и замедления экономического роста будут негативно влиять на окупаемость многих потенциальных инвестиционных проектов.
На текущий момент заключено уже 75 таких соглашений, совокупная сумма инвестиций по ним достигает 4,2 трлн руб., рассказал в понедельник на оперативном совещании со своими заместителями премьер РФ Михаил Мишустин. По его словам, соглашения реализуются во всех федеральных округах, за счет них планируется создать свыше 60 тыс. новых рабочих мест, из которых половина уже создана.
Как отметил глава кабмина, около трети заключенных СЗПК приходится на проекты в добыче полезных ископаемых. «Остальное приходится на проекты более высоких переделов – химическую, пищевую и легкую промышленность, сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс, транспортную инфраструктуру, а также металлургию, машиностроение, фармацевтику», – отметил Михаил Мишустин.
Кроме того, продолжил премьер, СЗПК – один из ключевых инструментов поддержки инвестиций в России, который позволяет бизнесу применять стабилизационную оговорку, то есть сохранять на определенный период условия по налогам, землепользованию, мерам господдержки и др. СЗПК также позволяют возместить затраты на инфраструктуру и стабилизировать условия предпринимательской деятельности, в первую очередь в налоговой сфере, сфере землепользования и градостроительства.
То есть позволяет сохранять на определенный период условия по налогам, землепользованию, градостроительной деятельности и мерам государственной помощи даже в случае их изменения в стране в целом. А также частично возмещать затраты на инфраструктуру и проценты по кредитам и займам из уплаченных налогов. И получать вычеты по ним. Это очень важно при реализации длинных капвложений с большими объемами финансирования и окупаемости, когда процесс строительства и запуска занимает не один год.
«Правительство продолжает совершенствование условий для привлечения инвестиций в экономику. Мы актуализируем нормативно-правовую базу в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений, в том числе в части влияния на окружающую среду и правила природопользования», – добавил премьер.
Напомним, закон, который ввел в России механизм СЗПК, был подписан еще весной 2020 года. К осени того же года была окончательно сформирована нормативная база. Цель механизма была в наращивании инвестиций через поощрение долгосрочных вложений. В рамках СЗПК бизнес должен был инвестировать определенные суммы (от 250 млн до 10 млрд руб. и выше) в проекты в обмен на неизменность налоговых и неналоговых условий работы. Закон предусматривал предоставление «стабилизационной оговорки» на основании СЗПК на срок 6, 15 или 20 лет при условии капвложений не меньше оговоренного в законе объема. В октябре 2020 года Минэкономразвития (МЭР) объявляло о получении 15 первых заявлений о заключении СЗПК на общую сумму в 0,85 трлн руб. Всего до апреля 2021 года было заключено 36 СЗПК на 1,3 трлн руб., говорили в правительстве.
Однако впоследствии механизм не получил распространения и фактически был заморожен. Лишь в 2022 году власти вернулись к СЗПК, обновив условия. Это несколько ускорило заключение соглашений. В МЭР сообщали, что в 2023 году было заключено 27 соглашений на общую сумму свыше 2,3 трлн руб., с начала этого года – 10 соглашений.
Впрочем, это пока существенно меньше прежних планов властей. К примеру, в 2020 году чиновники ожидали, что до 2024 года будет заключено не менее 1 тыс. соглашений на сумму в 14 трлн руб.
По мнению ряда экспертов, бизнес сейчас стал проявлять больше внимания к механизму СЗПК на фоне налоговых новаций этого года. Напомним, для крупного бизнеса ключевыми изменениями стало повышение ставки налога на прибыль с 20 до 25%, а также надбавки к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении энергетического и коксующегося угля, антрацита, руд для производства минеральных удобрений, которые будут применяться, если фактические цены их реализации на экспорт будут превышать определенные уровни. При этом отдельно прописывалось, что для участников СЗПК по новым инвестпроектам по разработке калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых, фосфоритовых руд ставки НДПИ повышаться не будут. В то же время участники СЗПК не могут применять федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ), который позволит уменьшать сумму налога на величину капитальных расходов в рамках инвестпроектов.
Эксперты механизм СЗПК называют полезным для бизнеса. «Механизм СЗПК обеспечивает стабильные условия для реализации инвестпроектов, возмещение затрат на инфраструктуру и уплату процентов по кредитам. Соглашения можно заключать на федеральном уровне для проектов от 750 млн руб. и на региональном – от 200 млн руб. В первом случае стабилизационная оговорка охватывает как федеральное, так и региональное законодательство, во втором – только региональное», – сообщает доцент Финансового университета Петр Щербаченко.
Эксперт замечает, что только за полгода портфель СЗПК увеличился на 157 млрд руб. благодаря девяти проектам в транспортной, сельскохозяйственной и добывающей отраслях.
«Механизм востребован при реализации масштабных долгосрочных инвестиционных проектов. Примерно год назад власти отчитывались о 60 проектах, предусматривающих инвестиции примерно на 3 трлн. То есть за прошедший год заключено еще 15 соглашений, общий объем инвестиций в рамках которых составляет примерно 3% всех годовых объемов инвестиций в стране», – говорит главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин.
Член «Деловой России» Олег Николаев, напротив, не замечает особого ажиотажа вокруг СЗПК. «В 2021 году, рассказывая о дорожной карте стимулирования инвестиций, Минэкономразвития планировало к концу 2024 года заключить около шести сотен таких соглашений на общую сумму вложений почти в 14 трлн руб. Причем три четверти инвестиций должны были поступить по региональным каналам, через региональные СЗПК», – напоминает он.
«Сейчас, как видим, федеральная часть планов исполнена с лихвой, а вот в регионах бума соглашений о защите и поощрении капиталовложений не случилось. Причина, возможно, в плохой раскрутке механизма региональных инвестиционных вычетов, из-за чего и потребовалось с 2025 года вводить федеральный вычет. Баланс между задачами и возможностями у регионов слишком скромный, чтобы их руководители раздавали инвесторам обещания на долгий срок», – говорит Николаев.
Как считает руководитель компании «Капитал» Николай Пальченко, интерес к СЗПК у бизнеса будет сохраняться и в существующем виде. При этом он полагает, что принципы, заложенные в механизм, пригодились бы и малому бизнесу. СЗПК были и остаются механизмом, который заточен на поддержку крупных инвестиционных проектов, продолжает замначальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова. По ее словам, важным преимуществом СЗПК является не только не ухудшение регуляторных условий (в налогах, землепользовании), но и возможность компенсировать затраты на проценты по кредитам, а в ряде случаев – и вплоть до 100% затрат на инфраструктурные объекты. «При этом процедура подготовки и заключения такого соглашения остается достаточно сложной, а условия, на которых предоставляются «стабилизационные оговорки» и компенсация инфраструктурных затрат, содержат немало ограничений», – замечает она. В итоге СЗПК, продолжает эксперт, несмотря на некоторое упрощение процедур в последние годы, имеет достаточно узкий охват – с 2020 года всего было заключено только менее восьми десятков соглашений, а фактические инвестиции еще не достигли 50% плана. Вера Кононова при этом считает преждевременным говорить о росте интереса инвесторов к СЗПК на фоне изменения налоговой системы. «Одной из важнейших причин этого является общее торможение инвестиционной активности, связанное с запретительно высокими процентными ставками в экономике и перспективами существенного замедления экономического роста. В такой ситуации, крайне негативно влияющей на окупаемость многих проектов, инвесторы вряд ли станут брать на себя дополнительные обязательства, в том числе и в рамках СЗПК», – говорит экономист.
Помимо СЗПК на оперативном совещании в понедельник обсуждалось развитие наиболее удаленных регионов РФ. В частности, в понедельник правительство РФ приняло решение направить Калининградской области 0,5 млрд руб. на приобретение в текущем году современных отечественных троллейбусов.
Еще одной важной темой совещания у премьер-министра стало дорожное строительство. Это строительство в РФ ведется в рамках профильного национального проекта «Безопасные качественные дороги», напомнил Мишустин. А со следующего года эта работа будет продолжена в новом национальном проекте «Инфраструктура для жизни». Как сообщил в понедельник вице-премьер Марат Хуснуллин, с начала этого года уже было построено или реконструировано свыше 7 тыс. км дорог, а в регионах уложено более 100 млн кв. м асфальта. «Нацпроектом установлена цель привести в нормативное состояние не менее 60% региональных и межмуниципальных дорог в каждом субъекте, а также 85% дорог в крупнейших городских агломерациях к 2030 году. На сегодняшний день уже приведено в норматив почти 54% региональных дорог и 83,3% – в агломерациях», – рассказал правительственный чиновник. По его словам, за все время реализации нацпроекта было отремонтировано или построено в общей сложности более 100 тыс. км региональных и местных дорог.