Штаб-квартира «Российских железных дорог» скоро переместится в другой район столицы. Фото РИА Новости
Железнодорожные тарифы в ближайшие три года будут расти с двукратным превышением планируемой правительством РФ инфляции. Грузовые перевозки подорожают на 31%, а пассажирские билеты – еще больше. Плюс к этому «Российские железные дороги» (РЖД) получают регулярную бюджетную помощь и помощь из Фонда нацблагосостояния в объеме более 600 млрд руб. Поэтому новости о покупке РЖД престижного небоскреба в «Москва-Сити» вызвали большой общественный интерес. Чиновники РЖД заявляют, что будут платить за престижную недвижимость в течение 20 лет, при этом покупка небоскреба якобы не будет финансироваться за счет тарифов.
«Российские железные дороги» планируют разместить в офисе в «Москва-Сити» около 17 тыс. сотрудников холдинга и за счет их переезда в единое пространство. И тем самым существенно снизить операционные расходы на содержание недвижимости, сообщили РИА Новости железнодорожники. Компания РЖД приобрела 350 тыс. кв. м в небоскребе Moscow Towers в «Москва-Сити», рассказал ранее гендиректор консультанта сделки компании CORE.XP Владимир Пинаев. В «Российских железных дорогах» уточнили, что организатором сделки выступила госкорпорация «ВЭБ.РФ». Общая площадь приобретенных РЖД помещений составила 359,8 тыс. кв. м с учетом мест общего пользования. Ранее в компании сообщили, что РЖД оплатят офис в «Москва-Сити» за 20 лет. Источниками финансирования станут в том числе средства от продажи других зданий, находящихся сегодня на балансе холдинга.
Массовый переезд министерств и госкомпаний в небоскребы «Москва-Сити» начался еще в прошлом десятилетии. Так что оплата аренды или приобретение площадей в этом «деловом центре» фактически осуществляется за счет государственного бюджета – то есть за счет налогов со всего населения и с предприятий.
«Москва-Сити», создававшийся в свое время как деловой центр, окончательно превращается в правительственный кластер. Вслед за Минэкономразвития, Минпромторгом туда собираются переехать еще 14 министерств, сообщала еще в 2019 году российская пресса. А сегодня уже две трети сделок с офисами в столице приходятся на госструктуры, сообщает РИА Новости.
В общей структуре спроса на офисы в столице на госструктуры и госкомпании приходится 28% заявок, что «вдвое выше, чем в прошлом году, когда доля таких компаний составляла порядка 13%, и чем средний уровень за последние 5 лет (12%)», говорит Владимир Пинаев. «При этом в сделках по покупке офисов на сделки госструктур и госкомпаний пришлось в 2024 году около 67% от общего объема сделок купли-продажи», – отметил он.
Эксперт также добавил, что на офисном рынке Москвы сформировался дефицит доступного предложения, особенно площадей размером более 5 тыс. кв. м. Доля свободного предложения на октябрь 2024 года сократилась до 4,6%, включая субаренду и переуступку, уточняет эксперт.
Проект создания Московского международного делового центра (ММДЦ) «Москва-Сити» родился еще в 1991 году. Управляющая компания по созданию и развитию проекта ММДЦ «Москва-Сити» была создана весной 1992 года. В 1994 году столичное правительство уполномочивает ОАО «Сити» выполнять функции управляющей компании проекта «Москва-Сити».
После начала кампании по переводу министерств в «Москва-Сити» возникли предположения, что в небоскребах вырастут ставки аренды. Однако эксперты объяснили, что правительственные ведомства не арендуют, а покупают офисные площади в «Москва-Сити».
В компании Knight Frank напоминают, что в ММДЦ «Москва-Сити» министерства не арендуют, а покупают площади, а текущее предложение блоками и этажами для них не представляет особый интерес. «Вследствие этого активность государственного сектора в «Москва-Сити» скорее окажет долгосрочное влияние на цены продажи, так как рынок аренды, по сути, остается ими не тронут», – объясняли еще в 2019 году в компании Knight Frank.
В настоящее время работники холдинга РЖД размещаются в 115 офисных зданиях и помещениях общей площадью порядка 360 тыс. кв. м без учета площади объектов социальной инфраструктуры и корпоративного университета, рассредоточенных в разных районах Москвы. Отдельно расположены такие объекты социальной инфраструктуры ОАО «РЖД» как поликлиника, корпоративный университет и дошкольные образовательные учреждения.
В правительственном обосновании опережающего роста железнодорожных тарифов покупка небоскребов напрямую действительно не упоминается. Параметры индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки составят с 1 января 2025 года – 13,8%, с января 2026 года – 8,5% и с января 2027 года – еще 6,1%.
На ближайшие три года для РЖД будут сохранены и действующие дополнительные целевые надбавки для финансирования конкретных мероприятий. На мероприятия по капитальному ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования предусмотрена надбавка с коэффициентом 1,07. На компенсацию расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства РФ, – в размере 1,015. На мероприятия по обеспечению транспортной безопасности – в размере 1,01.
В 2025–2027 годах продолжится работа по достижению безубыточности функционирования пассажирского инфраструктурного комплекса, обещают в Минэкономразвития. В 2025–2026 годах планируется поэтапное доведение тарифов на пассажирские перевозки в дальнем следовании в регулируемом сегменте до их экономически обоснованного уровня с одновременным распространением льготы в виде скидки 50% на проезд всех детей – граждан РФ возрастом от 10 до 18 лет, уточняют чиновники.
«В соответствии с условиями сделки выплата стоимости за помещения будет производиться ОАО «РЖД» в течение 20 лет, а первый платеж состоится в 2025 году. Финансирование сделки за счет тарифных источников не предусматривается», – прокомментировали в РЖД покупку площадей помещений многофункционального комплекса Moscow Towers на территории ММДЦ «Москва-Сити». «В качестве источников для финансирования обязательств ОАО «РЖД» по сделке планируется использовать средства от продажи высвобождаемых после переезда зданий, от продажи ООО «РЖД-Недвижимость», средства от возмещения НДС за приобретение здания, от аренды офисных помещений подконтрольными ОАО «РЖД» обществам, а также от продажи дополнительного объема непрофильного имущества ОАО «РЖД», – объяснили в железнодорожной монополии.