Запретительная цена кредита осложняет работу оборонных заводов и их подрядчиков. Фото РИА Новости
Ожидаемое в декабре новое повышение ключевой ставки ЦБ скорее всего не состоится из-за нарастающих проблем с промышленным производством – в том числе с оборонным, утверждают в Госдуме. Вместо подъема стоимости кредитования финансовым властям придется расширять объемы льготного финансирования важнейших отраслей и проектов, прогнозируют депутаты. Негативное влияние высоких кредитных ставок признают и чиновники Центробанка, которые следят за негативной динамикой отраслевых финансовых потоков. Кроме риска общеэкономической стагнации нынешняя политика угрожает и стабильности российского бюджета, который во многом опирается на внутренние заимствования. При этом никакого влияния на инфляцию подъем ставки ЦБ не демонстрирует уже более года.
«Попытки ЦБ и дальше повышать ключевую ставку будут ограничены угрозой срыва производства оборонной продукции и всем тем, что за этим последует. Политическое давление на ЦБ со стороны ВПК (военно-промышленного комплекса) будет мощное. Поэтому на дальнейшее повышение ключевой ставки Набиуллина вряд ли пойдет, а вот на ползучее снижение эффективной ставки – обязательно. Под угрозой срыва оборонного заказа будут открыты кредитные линии либо создана особая система кредитования для так называемых системообразующих предприятий», – прогнозирует член думского бюджетного комитета Оксана Дмитриева. Напомним, что в части экономического анализа и прогнозов Дмитриева отличается от большинства депутатов Госдумы. Именно она, в частности, предсказывала неудачу с внедрением в нашей стране обязательных пенсионных накоплений, что и подтвердилось в дальнейшем.
Об угрозе инвестиционного спада, о замедлении экономической активности и рисках сваливания в стагнацию говорят не только в Госдуме, но и в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), а также в некоторых госкорпорациях.
Рост экономики России в 2025 году при оптимистичном сценарии составит около 2%, что ниже официального прогноза Минэкономразвития, заявил на Русском экономическом форуме главный экономист «ВЭБ.РФ» Андрей Клепач. По его оценке, из-за высокой ключевой ставки ЦБ рост инвестиций в основной капитал в 2025 году будет не 1,9%, как ранее прогнозировал ВЭБ.РФ, а «около 1% во многом за счет бюджета, завершения и продолжения проектов, которые остановить еще дороже».
Глава РСПП Александр Шохин сообщил, что многие российские компании стали откладывать запуск инвестиционных проектов на несколько лет, ожидая более адекватной стоимости кредитования. «Более половины членов РСПП планируют в течение ближайших трех лет реализацию инвестиционных проектов, которые прежде всего относятся к технологическому суверенитету и направлены на выпуск инновационной продукции, рост производительности труда. При этом многие планируют их запуск после 2025 года, поскольку ЦБ обещает, что со второй половины следующего года начнется снижение ключевой ставки», – рассказал Шохин.
Член думского бюджетного комитета Оксана Дмитриева прогнозирует новый кризис в экономике из-за ограничения кредитования. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
Между тем чиновники ЦБ не собираются отходить от своей политики запретительных кредитных ставок. А правительство РФ признает, что оно не способно распространять льготное финансирование на всю экономику в целом.
«Наша задача адаптировать динамику спроса к возможностям предоставления товаров и услуг в экономике. То есть мы, меняя ключевую ставку, добиваемся того, чтобы динамика спроса соответствовала динамике предложения. Именно в этом случае мы будем достигать ценовой стабильности», – объяснял советник председателя ЦБ Кирилл Тремасов в конце прошлой недели на форуме в Челябинске.
«Мы не можем оказывать поддержку всем секторам экономики. В текущих условиях мы фокусируемся на тех секторах, которые способствуют достижению целей технологического суверенитета», – сообщил там же статс-секретарь – заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов.
Но какой сценарий ждет нашу экономику в случае сохранения аномально высоких ставок? По прогнозам Дмитриевой, в этом случае возникнут серьезные проблемы у бюджета и даже у банков, которым потребуется помощь государства. В стране будет также расти вал неплатежей и невыплаты зарплат.
«Продолжится практика субсидирования процентных ставок за счет бюджета. Однако здесь уже вступают в силу бюджетные ограничения, поскольку в 2025 году федеральный бюджет должен потратить на субсидирование процентных ставок 2,2 трлн руб., и это при том, что предполагалось, что ключевая ставка будет 15,1%, а не 21%, как сейчас», – напоминает экономист.
«Рукотворный кризис, вызванный повышением ключевой ставки, спровоцирует срывы поставок, неплатежи, а вслед за цепочкой неплатежей и задержки в выплате заработной платы. А ведь для исполнителей оборонного заказа существует и уголовная ответственность за его невыполнение. Точно так же, как и за невыплату заработной платы. В отсутствие кредитного ресурса инвестиционная активность будет объективно падать, в особенности это затронет средние предприятия обрабатывающей промышленности, которые в связи со СВО и санкциями получили шанс на развитие и рост», – прогнозирует Дмитриева.
Но даже при мощной подпитке из бюджета банки в РФ пострадают от кризиса неплатежей, который будет быстро распространяться по технологическим цепочкам. «Так как банкротство системных банков допустить нельзя, то будут задействованы известные инструменты спасения банковской системы: докапитализация системообразующих банков, список которых уже подготовлен», – предупреждает депутат.