Большая часть бутылок с иностранным алкоголем обклеивается российскими марками вне территории РФ. Фото PhotoXPress.ru
Первыми пунктами повестки дня заседания правительства в четверг стали подготовка коммунальных предприятий к отопительному сезону и новые правила маркировки иностранного алкоголя. Импортеры уже готовятся к тому, что с марта 2026 года законом будет запрещена маркировка алкоголя вне территории РФ. Гораздо острее стоит проблема рисков коммунальных аварий. Госдума рекомендовала правительству начать комплексную модернизацию изношенной коммунальной инфраструктуры.
Чтобы исключить появление алкоголя без акцизных марок на территории России, наши власти требовали проводить всю маркировку бутылок на территориях иностранных государств. Но после начала санкционной войны «концепция поменялась».
Теперь правительство РФ хочет перенесли все этапы маркировки иностранного алкоголя строго на территорию РФ. В июле этого года Минфин опубликовал законопроект о запрете с марта 2026 года операций с алкогольными акцизными марками вне территории РФ. «В настоящее время затраты импортеров на маркировку алкоголя связаны с оплатой услуг логистических компаний и маркировочных центров, находящихся за пределами страны. Перенос маркировки на территорию РФ обеспечит независимость от услуг, оказываемых западными странами, а также позволит сосредоточить в стране финансовые ресурсы на оплату таких услуг. Перенос маркировки федеральными специальными марками импортируемой алкогольной продукции будет способствовать созданию новых инфраструктурных объектов и рабочих мест», – объясняли в ведомстве Антона Силуанова. Пока наклейка марок на импортный алкоголь в РФ происходит в режиме экспериментов на территориях специальных таможенных складов. Такие склады уже действуют на территориях Калининградской, Ленинградской, Московской, Брянской, Владимирской, Смоленской, Псковской областей, в Республике Татарстан и Краснодарском крае, а также в двух российских столицах. Такой эксперимент, по замыслу чиновников, должен обеспечить постепенное изменение логистики и исключить какие-либо перебои в поставках импортного алкоголя в наши магазины.
Между тем в стране обостряется проблема с другими перебоями – горячего водоснабжения и отопления. Местная пресса сегодня почти каждый день сообщает о той или иной коммунальной аварии: «в Рязани на улице Щорса прорвало теплотрассу», «в Курске произошла коммунальная авария, без отопления и горячей воды остались жители 52 домов», «жители центра Нижнего Тагила останутся без отопления и горячей воды», «в Тайшете без холодной воды остались два микрорайона города, в том числе школа и два детских сада». За всеми этими локальными сбоями стоит общая федеральная проблема – высокий износ коммунальной инфраструктуры и необходимость ее масштабной модернизации.
Госдума на пленарном заседании в четверг приняла постановление с рекомендациями кабмину по итогам правительственного часа с участием вице-премьера Марата Хуснуллина и министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина, где обсуждалось неудовлетворительное состояние коммунальной инфраструктуры. Депутаты в постановлении Госдумы рекомендуют правительству РФ утвердить дорожную карту по решению ключевых проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Депутаты также рекомендуют федеральному правительству обеспечить проведение инвентаризации коммунальной инфраструктуры с обязательным аккумулированием сведений об инженерных объектах и их собственниках, степени износа, мощности и предельной нагрузке, а также плановых сроках текущего и капитального ремонта. Госдума считает необходимым провести мониторинг хода исполнения концессионных соглашений в сфере ЖКХ.
В начале года вице-премьер РФ Марат Хуснуллин предполагал, что 2024 год может стать переломным для жилищно-коммунального хозяйства в России. «Могу сказать честно – нам пока не удалось за последние годы сломать негативный тренд. У нас пока ветшает сетей больше, чем мы вкладываем в стройку. Но, думаю, 2024 год для нас будет переломным», – говорил вице-премьер в феврале в ходе деловой программы тематического дня «Инфраструктура и среда для жизни» (см. «НГ» от 04.02.24). Но похоже, что ожидавшегося перелома в сфере ЖКХ так и не произошло. По крайней мере в последнем думском постановлении отмечается высокая степень износа коммунальной инфраструктуры почти во всех регионах страны, а также отсутствие комплексной госпрограммы ее модернизации, неэффективность методов тарифного регулирования для своевременного обновления инфраструктуры, низкий объем инвестиций в ее модернизацию.
Что касается методов тарифного регулирования, то правительство РФ согласовало опережающий темп повышения коммунальных тарифов на ближайшие три года. «В период 2025–2027 годов при утверждении тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для ресурсоснабжающих организаций будет сформирована дополнительная выручка под реализацию инвестиционных программ и проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры (дополнительно 1,5 % к выручке ежегодно)», – объясняется в новом правительственном прогнозе. «С учетом этих факторов индекс платы граждан за коммунальные услуги прогнозируется в 2025 году на уровне 11,9%, в 2026 году – 5,4%, в 2027 году – 4,8%», – сообщается в документе.
Кто и как будет контролировать эффективность модернизации инфраструктуры ЖКХ за счет новой дополнительной выручки коммунальных организаций – не вполне понятно. Тем более если даже Госдума отмечает отсутствие комплексного плана модернизации и ее дорожной карты.