Участники телешоу получили денежные призы для реализации своих стартапов. Фото пресс-службы Сбера
На телеканале СТС завершилось шоу «Битва стартапов», на котором в течение шести недель молодые предприниматели из акселераторов Сбера, объединив усилия с талантливыми IT-разработчиками из другого проекта банка – «Школы 21», под телекамерами боролись за реализацию своих бизнес-идей. Общая сумма предложенных участникам инвестиций превысила 100 млн руб. – беспрецедентная сумма для стартапов на ранней стадии. А команда-победитель получила еще 6 млн руб. из призового фонда шоу.
В ходе всероссийского кастинга на шоу были отобраны молодые предприниматели, развивающие технологические стартапы в молодежных акселераторах Сбера, а также цифровые инженеры из «Школы 21» – образовательного проекта банка в сфере информационных технологий. Они разбились на командные пары – как пояснил такое решение первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин, технологическое предпринимательство невозможно без синергии авторов идей с теми, кто отвечает за их техническое превращение в работающие продукты.
Участники реалити-шоу выполняли задания от звездных экспертов и нейросети Сбера GigaChat, дорабатывали свои решения, улучшали навыки коллективной работы, учились рассказывать о себе и своих идеях, а заодно получали денежные призы. Телепроект состоял из шести выпусков. До финала добрались пять стартап-команд: Wish, «Айда гулять», Fasitela, «Репетитра» и NanimAI. В итоге инвесторы предложили им 100 млн руб. на реализацию своих проектов. А победителем и обладателем еще 6 млн руб. стала команда Wish.
Идея каждого стартапа заключалась в том, чтобы сделать жизнь людей удобнее. Так, команда-победитель Wish предложила проект сервиса на случай дождя – он позволяет арендовать зонт на 24 часа в удобной точке города поблизости от пользователя. «В межсезонье в Москве дождь проходит каждый третий день. В самый нужный момент зонта, конечно, под рукой не окажется, – пояснил свою идею на шоу основатель Wish 18-летний Климентий Щегольков. – Мы монетизируемся по рекламной модели, поэтому зонты будут бесплатными для пользователей. Давайте делать города умными, современными, комфортными и удобными вместе».
Другие команды предложили не менее полезные проекты. Так, «Репетитра» представила одноименный сервис, позволяющий школьникам и их родителям за несколько минут найти квалифицированного репетитора для решения конкретной задачи. Fasitela – это приложение-конструктор на основе искусственного интеллекта, которое экономит время и деньги на дизайне интерьера и поможет в поиске специалиста для реализации проекта. Платформа «Айда гулять» создана для владельцев домашних животных и представителей зообизнеса: пользователи могут знакомиться друг с другом, оставлять на карте отметки об опасностях или объявления о потерявшихся животных, находить отзывы о зоомагазинах и ветклиниках. А стартап NanimAI упростит процесс найма сотрудников благодаря оценке навыков кандидатов при помощи генеративного искусственного интеллекта.
За четыре года существования молодежных акселераторов Сбера в них приняло участие почти 200 тыс. ребят со всей страны, они создали 3,5 тыс. новых бизнес-проектов, рассказал Александр Ведяхин. «Чтобы как можно больше молодых людей захотели создать свой собственный технологический продукт, нужно популяризировать истории успеха через интересные проекты, где ребята на своем примере показывают, как важно учиться работать в команде, определять цели и вместе двигаться к ним, – тогда все получится», – подчеркнул он.
«Мне 18 лет, однако Wish – не первый мой стартап, – рассказал Климентий Щегольков. – Благодаря акселератору и шоу я значительно улучшил и саму разработку, и свои личные бизнес-навыки, ведь мало просто найти перспективную идею, нужно мотивировать команду, уметь грамотно вести переговоры с партнерами, разбираться во многих вопросах – от финансов до маркетинга. Сейчас привлекаем средства, чтобы в следующем году выставить 400 аппаратов в Москве и 100 – в Санкт-Петербурге».
Его партнер по команде, разработчик «Школы 21» Сергей Лавров отметил, что задумывался о создании собственного стартапа еще до телепроекта и рад получить опыт работы над технологическим бизнесом. «Для меня самыми важными результатами от участия в шоу оказались возможности попасть в комьюнити и использовать навыки самопрезентации, которые я получил благодаря «Битве стартапов», – поделился он. – Они играют огромную роль не только в телепроектах, но и в презентации идей клиентам, инвесторам, бизнес-партнерам».
В качестве профильных экспертов, помогавших командам по различным конкретным темам, на шоу выступили Гавриил Гордеев из Okko, Михаил Ильичев из HiFi-стриминга «Звук», Михаил Кучмент из Hoff, режиссер и продюсер Лина Арифулина. Бизнес-идеи участников оценивали писатель Александр Цыпкин, председатель совета директоров «Союзмультфильма» Юлиана Слащёва и основатель стартапа Qummy Артем Симонянц – они наблюдали за развитием участников и их стартапов на протяжении всего шоу, делились своим опытом и давали советы.