Немецкие политики теперь называют ветряки символом позора. Фото Reuters
Власти РФ оказались в щекотливом положении из-за отказа западных лидеров от повестки низкоуглеродной трансформации, которую они теперь называют вредной и контрпродуктивной. Два года назад следом за западными либералами наши чиновники утвердили Климатическую доктрину, в которой пообещали привести к углеродной нейтральности. Но сегодня политики в США и Европе открещиваются от этих старых климатических лозунгов. А крупный западный бизнес отказывается от климатических критериев при выборе направлений для инвестиций.
Решение проблемы изменения климата наши чиновники объявляют одним из своих приоритетов. К 2030 году страна поставила цель сократить выбросы парниковых газов до 70% по сравнению с 1990 годом.
«В России удалось сформировать принципиально новое регулирование – разработать «климатическую» инфраструктуру, ввести практику сбора углеродной отчетности с крупнейших предприятий, развивать добровольный углеродный рынок, тестировать в Сахалинской области механизмы ограничения и торговли квотами на выбросы, которые позволят достигнуть углеродной нейтральности уже к концу 2025 года», – рассказывал в конце прошлого года директор департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития Никита Кондратьев. По его словам, к 2050 году РФ планирует сократить чистые выбросы парниковых газов до 20% по сравнению с уровнем 1990 года. «Климатическая доктрина поставила цель достичь углеродной нейтральности к 2060 году», – объяснял Кондратьев.
Новая версия Климатической доктрины РФ была утверждена в октябре 2023 года. В этом же году президент США Джозеф Байден объявил, что изменение климата является более серьезной угрозой для существования человечества, чем ядерная война. А перед тем, как сняться с президентской гонки в 2024 году Байден пообещал сократить выбросы парниковых газов с территории США более чем на 60% к 2035 году. При этом уходящий президент США называл свою борьбу с изменением климата своей самой главной задачей.
Совершенно иначе относится к либеральной климатической повестке команда избранного президента США Дональда Трампа. «Нет никакого климатического кризиса, и мы не находимся в процессе энергетического перехода к новым источникам энергии. Жизнь людей на Земле просто невозможна без углекислого газа. Поэтому глупо заявлять, что атмосфера загрязнена углекислым газом», – заявляет кандидат на пост главы Минэнерго США Крис Райт. Его слова отражают уже давно происходящее переосмысление либеральной климатической повестки со стороны экспертов, юристов или крупного бизнеса.
Так, в конце прошлой недели западная пресса сообщила о новом решении крупнейшей инвесткомпании BlackRock с активами более 10 трлн долл. относительно старой климатической повестки. BlackRock объявила о выходе из состава отраслевой климатической группы Net Zero Asset Managers (NZAM). Эта группа декларировала цель выхода на нулевые выбросы парниковых газов к 2050 году или даже раньше. Членство в NZAM «вызывало недопонимание в отношении практики BlackRock» и сделало компанию объектом «юридических запросов со стороны различных властей», говорится в письме, подписанном вице-президентом BlackRock. Американский инвестгигант стал объектом критики со стороны консервативных политиков США после того, как он поддержал позицию о том, что климатический риск является и инвестиционным риском. Компанию обвиняли в том, что она использует крупные пакеты акций для навязывания американским компаниям ценностей климатических активистов. Год назад от членства в NZAM отказалась инвесткомпания Vanguard, а за последние недели из аналогичного альянса для банковского сектора (Net-Zero Banking Alliance) вышли шесть крупнейших американских банков: JPMorgan, Citigroup, Bank of America, Morgan Stanley, Wells Fargo и Goldman Sachs (см. «НГ» от 12.01.25).
Более трезвое отношение к либеральной климатической повестке формируется уже даже на уровне судебных решений. Так, городской суд Нью-Йорка в ответ на иск нефтяной компании из Техаса признал, что эксплуатация ветряков Green Mountain Energy (ветряные турбины Мицубиси) в течение 10 лет покрывает только 46% углеродного выброса, созданного при производстве этого конкретного ветряка. Затем углеродные выбросы повышаются из-за замены частей турбины, а также проведения техобслуживания с привлечением монтажных кранов, работающих на дизеле. Так называемый углеродный след ветряков увеличивается за счет использования смазок на основе углеводородов, а также работы дизельных генераторов для сварки или разборки конструкции ветряка. Ранее судебный иск, поданный Советом по обеспечению энергоэффективности Техаса в отношении компании Илона Маска доказал, что ее солнечные панели в течение 10 лет покрывают лишь 24% углеродного следа, который образуется при их производстве. Кроме того, после 10 лет эксплуатации солнечные панели могут потребовать замены. «Простыми словами: сжигание нефти наносит окружающей среде меньший ущерб, чем установка ветряков и солнечных панелей», – комментирует академик РАН Сергей Глазьев.
Важным фактом в процессе критической переоценки старой климатической повестки стал факт провала Парижского соглашения. Провал Парижского соглашения и недостижимость его климатических целей признали в 2023 году главные лоббисты зеленой повестки Всемирного экономического форума (WEF). Выбросы парниковых газов не сокращаются, а увеличиваются. При этом средний рост температуры в регионах давно превысил названный климатическим соглашением порог в 1,5 градуса. Остановить потепление и рост парниковой эмиссии будет невозможно даже в случае более жесткого торможения глобальной экономики, чем во времена пандемии, указывают эксперты. Недостижимость климатических целей ставит государства перед важным выбором: тратить ресурсы на неэффективную зеленую повестку или сосредоточиться на адаптации экономики к новым климатическим условиям (см. «НГ» от 13.11.23). Напомним, что это признание несостоятельности Парижского соглашения (ПС) состоялось осенью 2023 года одновременно с утверждением в России новой версии Климатической доктрины, которая продолжает опираться на ПС как на работающий и эффективный документ.
Важным элементом переосмысления старой климатической повестки стало критическое обсуждение негативных последствий внедрения возобновляемых источников энергии в Европе. «Когда мы станем у руля, мы снесем все ветряные турбины. Долой эти позорные ветряные мельницы!» – заявила кандидат на пост канцлера ФРГ от партии «Альтернатива для Германии» Алиса Вайдель. Правда в России эти обещания немецких политиков пока рассматривают как часть предвыборной риторики. «Построенные ветряки вряд ли нужно разрушать. Необходимо просто дополнить их генерацию дополнительными электростанциями, которые будут работать, например, на природном газе», – считает Станислав Митрахович, научный сотрудник Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ.
Так или иначе, но в России уже сложился отряд профессиональных экологов, которые будут поддерживать старую климатическую повестку. Вокруг этой повестки кормятся многие тысячи чиновников, ученых-экологов и лоббистов бюджетного финансирования низкоуглеродных инициатив. И очевидно, что эти люди не захотят отказываться по примеру американцев или европейцев от абсурдных призывов борьбы с изменением климата на планете.
«Глобальный тренд на низкоуглеродную экономику в долгосрочной перспективе будет сохраняться. Декарбонизация влияет на конкурентоспособность компаний, поэтому работа в рамках климатической повестки – один из важнейших факторов, определяющих развитие мировой экономики», – сообщили «НГ» в Минэкономразвития. «Страны БРИКС, Персидского залива, Азиатско-Тихоокеанского региона активно работают в этом направлении. Кроме того, правительством РФ утверждена Стратегия социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Мы продолжим заниматься ее реализацией», – обещают чиновники. «При любых сценариях глобальных выбросов климатические изменения уже происходят и продолжат происходить. Своевременная перестройка экономики и развитие систем предупреждения и мер по адаптации к изменениям климата позволят минимизировать ущерб от климатических рисков. Мы придерживаемся сбалансированной климатической политики. Не отказываемся от ископаемого топлива, закрепили роль природного газа как переходного топлива, используем атомную и гидроэнергетику для сокращения выбросов. Энергопереход – это драйвер развития новых, более чистых технологий, что соответствует запросу современного общества на экологичность и энергоэффективность. Еще одна наша задача – поддержать конкурентоспособность отечественной продукции и не допустить введение необоснованных торговых ограничений под предлогом климатической повестки», – говорят в Минэкономразвития.
«Россия сохраняет рациональный и экономически обоснованный подход к возобновляемой энергетике. Углеводородное сырье остается наиболее конкурентоспособным на рынке и доступным для большинства потребителей во всех странах мира, поэтому Россия продолжает развивать традиционные виды энергоносителей. При этом сохранение разных типов энергоносителей остается приоритетом для Министерства энергетики, поэтому в Энергостратегии-2050 закладывается доля ВИЭ в энергобалансе», - сообщили НГ в Минэнерго РФ. «Развитие новых и экологически чистых технологий остается актуальной задачей, но при этом важно избежать существенного удорожания энергии, так как в итоге оно ложится на плечи конечных потребителей и негативно сказывается на экономике – именно это мы и наблюдаем сейчас в странах, сделавших необоснованно высокую ставку на низкоуглеродные проекты», - говорят в Минэнерго РФ.