Вице-премьер Марат Хуснуллин проконтролирует уровень жизни населения в новых регионах РФ. Фото с сайта www.government.ru
На заседании правительства в четверг премьер РФ Михаил Мишустин подвел итоги визита российской делегации во Вьетнам. Другой важной темой стала унификация правил проведения обязательных торгов, которые предусматривает закон о конкуренции в РФ. Власти считают, что проведение торгов только в электронной форме будет выгодно и продавцу, и заказчику, а также повысит уровень конкуренции между участниками. Эксперты видят в новшествах фактор стабилизации цен на широкую группу товаров.
Одна из национальных целей развития страны – это динамично развивающаяся экономика РФ, что невозможно без формирования сети партнерств с иностранными государствами и создание необходимой инфраструктуры для внешнеэкономической деятельности, подчеркнул в четверг глава кабмина. На этой неделе завершился визит российской правительственной делегации во Вьетнам, во время которого страны договорились продолжать экономическое сотрудничество. Так, Россия и Вьетнам будут и дальше «содействовать реализации нефтегазовых проектов на континентальном шельфе Вьетнама и в России», которые имеют стратегическое значение для обеих стран.
По словам Мишустина, поддержку получит и совместное предприятие в Дананге по сборке техники российской марки «ГАЗ». «Сегодня у нас есть хорошие возможности для кооперации также в сфере тяжелого машиностроения, включая поставки во Вьетнам отечественных локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, и для участия наших компаний в сооружении объектов железнодорожной инфраструктуры и метрополитена в Ханое и Хошимине», – отметил глава российского правительства. Чиновники также видят большой потенциал в развитии туризма. «Граждане РФ часто выбирают Вьетнам для отдыха. К нам приезжают вьетнамские туристы. Надо, конечно, увеличивать частоту и расширять географию прямых авиарейсов. Мы договорились работать вместе с вьетнамскими коллегами над этим», – сообщил премьер РФ.
Еще одна тема заседания – улучшении условий для работы предпринимателей. В материалах к заседанию говорилось о необходимости перевода обязательных торгов в электронную форму по единым унифицированным правилам. Для этого предлагается внести изменения в федеральный закон «О защите конкуренции».
Как сообщил в четверг глава кабмина, правительство РФ подготовило ряд изменений в законодательство, которые вводят общие требования к организации торгов. Проведение торгов в электронной форме, по мысли чиновников, будет выгодно и продавцу, и заказчику, так как позволяет связать участников из разных регионов. «Это не только удобно, но и, что особенно важно, позволяет бизнесу экономить время и деньги, дает возможность привлечь больше заинтересованных участников и тем самым повысить уровень конкуренции между ними и добиться, чтобы их предложения соответствовали ценности предмета торгов», – подчеркнул Михаил Мишустин.
По новым правилам также устанавливается обязанность организатора заключить соглашение с занявшим второе место, если выигравший поставщик отказывается от его подписания. Как считают в правительстве, поправки упростят и сделают более прозрачным проведение торгов в разных сферах экономики. Нововведения вступят в силу с 1 сентября текущего года. Также подчеркивается, что такой единый порядок торгов не будет касаться работы концессий или государственно-частного партнерства и сохранит для предпринимателей существующий механизм защиты имущественных прав и уже сделанных инвестиций.
К слову, в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) ранее предлагали проект закона, который устанавливает единые унифицированные положения о проведении торгов по аналогии с госзакупками. В частности, предлагалось дополнить закона «О защите конкуренции» новой статьей, которая регламентирует порядок проведения имущественных торгов по аналогии с госзакупками.
«По мнению ФАС РФ, в настоящее время установление единых унифицированных положений о проведении торгов стало необходимостью, отказ от реализации которой или значительное промедление ее введения может оказать негативное влияние на экономическую конъюнктуру предпринимательской деятельности и возможности развития тех отраслей экономики государства, где проведение торгов является основным шлюзом входа на соответствующий рынок», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. В случае появления новых правил все такие торги должны будут проводиться только в электронной форме на электронных торговых площадках, отобранных правительством РФ для проведения госзакупок. При этом извещения о таких торгах должны будут размещаться в государственной информационной системе (ГИС) «Торги». Также законопроект предлагает ввести единый порядок проведения торгов, заключения договоров по результатам торговых процедур, определить права и обязанности организаторов торгов и операторов электронной торговой площадки.
Необходимость унификации торгов ФАС объясняет тем, что правила проведения отраслевых торгов регламентируются большим количеством нормативных актов, которые предусматривают различное регулирование. «Указанное многообразие подходов и процедур: вводит в заблуждение собственников имущества и лиц, заинтересованных в его получении (зачастую лицам сложно определить, какие нормы права необходимо применять при организации и участии в той или иной процедуре торгов), существенно усложняет процесс проведения торгов в целом, приводит к низкому уровню конкуренции на торгах и, как следствие, уменьшению размера поступлений финансовых средств в бюджеты всех уровней от реализации имущества, предопределяет неоднородную правоприменительную практику антимонопольных органов и судов», – отмечается в пояснительной записке.
Эти и ряд других факторов приводят, по оценке ФАС, к снижению предпринимательской активности в сфере торгов, низкой прозрачности и конкурентности торгов в отношении отдельных видов имущества или имущественных прав.
По данным ГИС «Торги», в 2023 году в электронной форме было проведено 491 тыс. имущественных торгов всех видов на 900 млрд руб. Из них состоявшимися были признаны только 38,35%. По результатам этих торгов были заключены договоры на 512 млрд руб. По итогам девяти месяцев 2024 года было проведено 355,5 тыс. торгов на 607 млрд руб. Из них 60,79% торгов на 369 млрд руб. были признаны несостоявшимися. Состоявшимися признаны только 17% торгов, по результатам которых заключены договоры на 182 млрд руб.
По мнению экспертов «НГ», унификация правил проведения торгов и перевод их в электронную форму могут также привести к стабилизации цен на группы товаров. «Данное нововведение может также контролировать сговор производителей и не позволит на отдельные товары поднимать цены в определенные периоды времени. Про сезонность никто не говорит, это будет касаться резких скачков на конкретный товар. Кроме этого, данное нововведение позволит стабилизировать цены на продуктовую корзину», – рассуждает доцент РЭУ им. Плеханова Юлия Коваленко.
Унификация правил по проведению торгов потенциально снижает издержки на администрирование и соблюдение требований, что в итоге может сократить себестоимость продукции и – как следствие – ее цену для конечного потребителя, добавляет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. По его мнению, новшества в сфере торгов упростят процессы и создадут предпосылки для прозрачного формирования цен. А создание базы товаров для обязательной продажи их какого-то определенного объема на биржах делается для избежания или снижения рисков возможного формирования их дефицита на российском рынке и роста их стоимости.
«Правительственные планы по переводу обязательных торгов в электронную форму с едиными правилами направлены на унификацию процедур и повышение прозрачности в этой сфере. Такая унификация призвана упростить процесс участия в торгах, повысить конкуренцию и обеспечить равные условия для всех участников. Однако прямого регулирования цен эти меры не предусматривают: цены в рамках торгов будут формироваться на основе рыночных механизмов, отражающих спрос и предложение», - подчеркивает директор по стратегии «Финам» Ярослав Кабаков.
Как напоминает эксперт по госзакупкам Института отраслевого менеджмента Президентской академии Николай Баранов, ФАС РФ и Федеральное казначейство уже давно планируют ввести единые правила проведения имущественных торгов. «Единый порядок планируется применять при проведении следующих торгов: по аренде и безвозмездному пользованию государственным или муниципальным имуществом; по продаже и аренде государственных или муниципальных земельных участков; по аренде государственных или муниципальных лесных участков; по продаже государственного или муниципального имущества в электронной форме в рамках приватизации; на право установки и эксплуатации рекламных конструкций на государственной или муниципальной земле, зданиях или иной недвижимости; на право пользования участками недр», - перечисляет он. По его слова, новшества приведут к более понятным и простым правилам торгов и соответственно к увеличению количества участников, а значит к уменьшению коррупционных факторов и увеличению доходов государства.
Сдерживать цены, кстати, эффективно позволяет и биржевая торговля. Подобный подход позволяет, в частности, стабилизировать цены на нефтепродукты. К примеру, с 2008 года в РФ действует биржевая торговля нефтепродуктами на учрежденной для этого Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Только по итогам 2020–2022 годов через биржу продавалась каждая четвертая тонна бензина, каждая четвертая тонна авиакеросина и 30% дизельного топлива, поступающие на внутренний рынок. В 2023 году продажи нефтепродуктов выросли по сравнению с 2022 годом на 6,4%, до 31 млн т, оборот торговли топливом на бирже достиг 1,6 трлн руб. И такое регулирование торговли становится важным условием для стабилизации цен.
Торговать на бирже в теории можно самыми разнообразными товарами. К примеру, российские информагентства сообщают о предложении СПбМТСБ к вице-премьеру Марату Хуснуллину об обязательной продаже на бирже не менее 10% базовых стройматериалов, поставляемых крупными производителями на внутренний рынок. Предлагается сделать такое правило для поставщиков, которые работают с госзаказом, фактически обязательным. Подчеркивалось, что такая мера помогла сдержать цены на нефтепродукты в 2021–2022 годах.
Стройматериалы заметно дорожают с 2020 года. В конце прошлого года сам Хуснуллин заявлял, что с 2021 года цены на стройматериалы в среднем выросли на 64%. В ФАС такую идею поддерживают, а Минстрой предлагает включить в перечень товаров для торговли на бирже инертные материалы (песок и щебень), битумы, кирпич, цемент, асфальтобетонные смеси, смеси бетонные тяжелого бетона. А также полиэтиленовые трубы, изделия из лесоматериалов, стальной прокат и стальные трубы, кабельно-проводниковая продукция, профнастилы, металлоконструкции барьерного ограждения и рельсы.
Правительство РФ на заседании в четверг рассмотрело и вопрос выделения средств на пенсионное обеспечение граждан, проживающих в Донецкой народной республике (ДНР), Луганской народной республике (ЛНР), Запорожской области и Херсонской области. Для этого будут внесены корректировки в сводную роспись федерального бюджета на 2025–2027 годы. «Проект распоряжения направлен на финансовое обеспечение расходов, связанных с пенсионным обеспечением граждан, проживающих на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области, в соответствии с законодательством данных субъектов Российской Федерации», – говорилось в сообщении правительства.
Напомним, новые регионы России по планам властей уже к 2030 году должны достичь общероссийского уровня жизни. Как сообщал в июле прошлого года президент РФ Владимир Путин, для выравнивания показателей реализуется специальная комплексная программа социально-экономического развития четырех регионов. «В 2023 году из всех источников было выделено на эти цели более 1,2 трлн руб.», – рассказывал российский лидер, подчеркивая, что до 2030 года запланировано выделение «солидных цифр» финансирования.
В ноябре прошлого года вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщал, что правительство России совместно с Минфином РФ разрабатывают методику по сокращению неравенства в уровне социально-экономического развития между 10 самыми богатыми и 10 самыми бедными регионами страны. Сократить разрыв между ними необходимо до 2036 года. Тогда же он отмечал, что 37 субъектов РФ являются регионами с низким уровнем социально-экономического развития. Снижению разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными субъектами РФ говорится и в утвержденном недавно правительством РФ плане по достижению национальных целей развития России до 2036 года (см. «НГ» от 12.01.25). Особый раздел этого плана как раз посвящен сокращению дифференциации субъектов РФ по уровню бюджетной обеспеченности, что будет способствует улучшению социально-экономического положения регионов и повышению качества жизни населения.
Снижение этого разрыва будет происходить за счет развития собственной экономической базы и повышения налогового потенциала субъектов. В том числе планируется предоставление возвратной финансовой поддержки на инфраструктурное развитие в виде инфраструктурных бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов, а также частичное списание задолженности по бюджетным кредитам.
Повышение уровня бюджетной обеспеченности регионов будет обеспечиваться за счет совершенствования выравнивающей функции межбюджетных трансфертов, в том числе снижения дифференциации транспортной доступности за счет развития транспорта, улучшения связанности населенных пунктов опорной сетью дорог.