В США решили реанимировать атомную электростанцию «Три-Майл-Айленд» для подпитки искусственного интеллекта. Фото Reuters
Не успел Дональд Трамп объявить об инвестициях в развитие искусственного интеллекта (ИИ), как Илон Маск, выбранный на роль главного аудитора системы госуправления США, высказал сомнения в реализуемости плана. Кроме того, хоть Трамп и объявил о выходе из Парижского соглашения по климату, климатическое лобби в мире, перетягивающее на себя инвестиции, вряд ли так просто сдаст позиции. Так что вскоре главными рисками ИИ могут быть признаны экологические последствия.
Анонсированный Дональдом Трампом проект Stargate («Звездные врата») покоробил миллиардера Илона Маска. Ему предстоит вместе со своим департаментом эффективности госуправления (Department of Government Efficiency, DOGE) заняться бюрократической реформой, провести аудит принятых прошлой администрацией решений.
Объем работ впечатляющий, но пока что Маск больше заинтересовался анонсами вновь избранного президента.
Дональд Трамп объявил о предстоящем создании в США компании Stargate, которая в течение ближайших нескольких лет должна будет инвестировать около 500 млрд долл. в искусственный интеллект нового поколения. Предполагается развитие как физической, так и цифровой инфраструктуры, строительство дата-центров по всей стране. В этом проекте примут участие такие компании, как OpenAI, SoftBank Group и Oracle, каждая из которых сначала должна будет вложить по 100 млрд долл.
Но есть проблема. «У них на самом деле нет денег, – написал Маск в своей соцсети. – SoftBank обеспечил гораздо меньше 10 млрд долл. Я знаю об этом не понаслышке». С таким утверждением сразу же поспорил Сэм Альтман – глава компании OpenAI, создавшей чат-бот ChatGPT. «Я понимаю: то, что отлично для страны, не всегда оптимально для ваших компаний. Но надеюсь, в вашей новой роли вы будете главным образом ставить США на первое место», – ответил он.
В этой перепалке, конечно, можно распознать отголоски давнего противостояния Маска с OpenAI. Маск был одним из сооснователей этой компании, но затем разорвал с ней отношения. Он постоянно вступал в пререкания с компанией относительно того, насколько в принципе она осознает последствия развития ИИ. В 2023 году Маск основал стартап xAI, занимающийся разработкой альтернативного искусственного интеллекта.
Громкие заявления он делал и после того, когда компания Apple заключила партнерское соглашение с OpenAI для интеграции ChatGPT в свои операционные системы (см. «НГ» от 11.06.24). Так что цифровое лобби распадается на несколько противоборствующих «кланов» и начинает толкаться локтями. Но это еще полбеды.
Вряд ли захочет сдавать свои позиции и климатическое лобби, которому тоже требуется много инвестиций для зеленых проектов. Одно из первых решений Трампа после вступления в должность – он подписал указ о повторном выходе США из Парижского соглашения по климату. И это решение добавляет новые оттенки в и без того противоречивую глобальную повестку.
Допустим, как считает спецпредставитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Борис Титов, откат Вашингтона от зеленой повестки, возможно, теперь приведет к сближению позиций Брюсселя и Пекина.
Комментируя агентству ТАСС инициативы Трампа, Титов пояснил, что Евросоюз и Китай уже запустили процесс зеленой трансформации, «подняв на небывалый уровень технологии и запустив гигантский инвестиционный цикл». «Многие американские компании инвестировали в зеленые фонды и технологии именно в Китае, отказ сейчас от планов будет им невыгоден», – добавил он. Титов допустил в том числе появление энергетической асимметрии, когда «в погоне за рынками энергетика разделится на два четких лагеря».
Самый болезненный вопрос климатической повестки: за счет каких именно энергоисточников обеспечивать нужды экономики, работу индустрий, от которых зависит качество и уровень жизни населения, какие при этом издержки мы готовы признать приемлемыми, а какие недопустимыми – и насколько эти решения действительно обоснованны? Это крайне запутанный клубок проблем, не говоря уже обо всех тех дискуссиях, которые ведутся по поводу, скажем так, бескорыстности самого климатического лобби.
И с учетом этого новой мишенью для атаки может стать как раз искусственный интеллект. Если раньше главной страшилкой, связанной с развитием цифровых технологий, были риски безработицы в отдельных отраслях, трансформация рынка труда в ущерб некоторым профессиям, то теперь такой страшилкой может стать вопрос экологических последствий внедрения и расширения технологий ИИ.
Ведь искусственному интеллекту нужно очень много энергоресурсов. По оценкам аналитиков Boston Consulting, к 2028 году потребление электроэнергии дата-центрами в США может вырасти в три раза по сравнению с текущим уровнем.
Причина – развитие генеративного ИИ, а также майнинга криптовалют. И эти оценки уже сейчас можно назвать довольно скромными, так как они делались до объявления Трампом его новых суперпроектов.
Причем еще до преобразований Трампа в списке компаний, стремительно наращивающих свою капитализацию, оказались в США не только производители чипов и разработчики программного обеспечения, но и поставщики электроэнергии и оборудования для энергетической отрасли, а также компании, работающие с природным и сжиженным природным газом (см. «НГ» от 22.01.25).Помимо этого, крупнейшие IT-компании буквально встали в очередь за мирным атомом, который хоть и преподносится как более чистый, чем углеводороды, источник энергии, однако тоже имеет шлейф вполне конкретных опасений.
Так, в прошлом году и Amazon, и Microsoft заключили крупные сделки с атомными электростанциями (АЭС) в США. А особо заметной тогда стала новость о том, что Microsoft договорилась реанимировать АЭС Три-Майл-Айленд, известную по аварии с утечкой теплоносителя в 1979 году (см. «НГ» от 28.10.24).
Но теперь не атомом единым будет жить американский искусственный интеллект. Трамп уже объявил, что его администрация примет меры по наращиванию добычи углеводородов в стране, анонсировал введение режима ЧП в энергетике для активизации добычи нефти и газа, отменил введенную предыдущей администрацией блокировку бурения.
Экологические проблемы, а также вызовы, обусловленные развитием ИИ, стали на этой неделе одной из главных тем проходившего в Давосе Всемирного экономического форума.
«Сегодня мы сталкиваемся с двумя новыми и глубинными угрозами, которые требуют гораздо больше внимания и действий... С климатическим кризисом и неуправляемым расширением применения ИИ», – заявил генсек ООН Антониу Гутерриш.
Он назвал зависимость человечества от ископаемого топлива «монстром Франкенштейна, который никого не щадит», а неконтролируемый искусственный интеллект – экзистенциальной угрозой, ведь ИИ может быть использован как инструмент обмана, он может усугублять неравенство стран, кроме того, он может иметь пугающие последствия на поле боя.
С учетом же всех тенденций последних лет отметим: теперь остался буквально один шаг до того, чтобы поставить знак равенства между развитием ИИ и усилением климатического кризиса.