Фундаментальную науку интересуют новые теоретические знания, бизнес нацелен на результат – на пересечении этих интересов возникает плодотворное сотрудничество. Фото агентства «Москва»
Российский бизнес все больше инвестирует в инновации: за последние три года 40% отечественных компаний значительно увеличили вложения в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). У предприятий раньше были два варианта технологического развития: покупать готовые решения за рубежом или разрабатывать собственные технологии. Первый путь оказался проигрышным, некоторые отрасли были отброшены назад в развитии. Стратегически выиграли отрасли, которые еще до санкций сделали ставку на развитие собственной научно-технической мысли – алюминиевая промышленность, сельское хозяйство, IT.
Быть эффективнее всех
Суммарные внутренние затраты на исследования и разработки в России в 2023 году достигли 1,65 трлн руб., говорится в недавно выпущенном исследовании Высшей школы экономики (ВШЭ). Из них 30,6% составили средства предпринимательского сектора. Растет число передовых производственных технологий, разработанных в России: 2,7 тыс. в 2023 году против 2,6 тыс. в 2022 году. Доля принципиально новых среди них увеличилась за это время с 11,7% до 12,1%.
Прошлым летом ВШЭ и РСПП провели опрос 66 компаний об их готовности к инвестированию в научные исследования и разработки. Расходы большинства респондентов на НИОКР за предыдущие три года увеличились, причем 38% отметили их значительный рост. Положительная динамика ожидается и в перспективе до 2027 года.
«Для поддержания конкурентоспособности на внутреннем рынке компаниям надо либо с помощью властей закрываться от иностранных конкурентов пошлинами, либо повышать эффективность и производительность. А на внешних рынках альтернативы повышению эффективности просто нет. Чтобы экспортировать – надо уметь производить лучше и дешевле, чем компании других стран», – отмечает главный экономист Института экономики роста имени Н.А.Столыпина Борис Копейкин.
Конкурентоспособность бизнеса, по его словам, определяют управленческие и технологические решения. «Применяемые технологии могут быть как внутренними разработками компаний, так и приобретенными у российских или зарубежных поставщиков, – говорит эксперт. – Понятно, что заметная часть самых эффективных и передовых технологий разработана не у нас. Быть лучшими в мире во всем невозможно. Но использование зарубежных технологий сопряжено с рисками».
Яркая иллюстрация такого риска, по его словам, – автопром: первоначально успешная ставка на кооперацию с глобальными автопроизводителями обернулась разрывом цепочек поставок и обрушением производства в 2022 году. Аналогичные сложности есть и, например, в авиастроении. И проблема эта не только российская: в мире явно нарастают тенденции к росту ограничений на передачу новейших технологий, например, со стороны США и Китая, заметил Борис Копейкин.
«Но главное – если компания использует новейшие иностранные инновационные технологические решения, хоть американские, хоть китайские, – по уровню эффективности она может быть сопоставима с самыми продвинутыми мировыми производителями. Но вот опередить их – не сможет. Ведь и им доступны те же самые технологические решения. А чтобы выиграть глобальную конкуренцию, надо быть эффективнее всех», – подчеркнул эксперт.
Опережая конкурентов
Российским компаниям нужны собственные технологические решения, которые могут быть разработаны как ими самими, так и в сотрудничестве с научными организациями. «Это единственный способ достичь лидирующих позиций в глобальном масштабе, – отмечает Борис Копейкин. – Примеров, где российские технологии действительно лучшие, а их использование позволяет в том числе успешно завоевывать зарубежные рынки и зарабатывать – масса. Это ядерная энергетика, многие IT-сферы, производство ряда инновационных материалов, таких как полимерные композиты, и многое другое».
Есть такие примеры и в более традиционных отраслях промышленности. К ним относится технология инертного анода: российская алюминиевая компания РУСАЛ продвинулась в ее разработке и внедрении дальше всех в мире, притом что это главная задача всей глобальной алюминиевой промышленности (см. «НГ» от 21.01.25). Главным преимуществом инертных анодов является практически полное отсутствие выбросов парниковых газов при электролизе, что имеет принципиальный характер с учетом растущих климатических требований к производителям алюминия.
«В условиях внешнего давления, переориентации внешней торговли и существенных изменений в структуре экономики стратегическая ставка на повышение производительности и снижение рисков через инновационное развитие, собственную научную и технологическую базу – по сути, единственный путь поддержания темпов экономического роста, сравнимых со среднемировыми», – резюмировал эксперт.
Бизнес нацелен на результат
«Эффективные инвестиции в исследования и разработки – ключ к устойчивому экономическому росту, росту производительности и созданию собственных независимых предприятий и технологий», – подчеркивает основатель РУСАЛа Олег Дерипаска. Алюминиевая компания занимается ими не одно десятилетие. Сотрудничество с МГУ, где на химическом факультете по соглашению с РУСАЛом почти 20 лет действует профильная для металлургов лаборатория, – один из ярких примеров.
«Мы проводим исследования в интересах российских промышленных компаний, есть много положительных примеров нашего взаимодействия – разработка технологий для литий-ионных аккумуляторов, технологий получения алюминия и др., – рассказывает заведующий кафедрой электрохимии химического факультета МГУ, доктор химических наук, член-корреспондент РАН Евгений Антипов. – Лаборатория фундаментальных исследований проблем получения алюминия была создана на химфаке в 2006 году, открывали ее ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий и основатель РУСАЛа Олег Владимирович Дерипаска. Это один из ярких примеров. Олег Владимирович ставил задачу разработать новую технологию получения алюминия путем электролиза на инертных анодах, это задача очень амбициозная, решить ее пытались металлурги еще с конца XIX века. Сейчас именно российская компания является мировым лидером в развитии данной технологии».
По словам Евгения Антипова, фундаментальную науку интересуют новые теоретические знания, новые закономерности, а бизнес нацелен на результат. «На пересечении этих интересов возникает плодотворное, взаимно обогащающее сотрудничество, – отметил ученый. – R&D-центры крупных компаний, несомненно, лучше доводят до максимальной коммерческой эффективного существующие технологии, но прорывные открытия во всем мире и в России невозможны без фундаментальной науки. Ни одна компания не может содержать такой штат ученых, какой может понадобиться для создания революционной технологии, а химфак МГУ, например, – это специалисты по всем направлениям химии».
Импортозамещение технологий
По наблюдению директора Института технологий университета МИСИС Андрея Травянова, в последние годы стало очевидно, что многие компании, а где-то и целые отрасли чрезмерно полагались на импортные технологии. «СССР производил много нержавеющей стали, в России она почти не выпускается – ранее ее закупали в Европе, теперь закупают в Китае, хотя она хуже качеством, – приводит пример эксперт. – Западу было выгодно убирать Россию с рынков продукции с высокой добавленной стоимостью и закупать в России сырье для дальнейших переделов».
В этой ситуации, отметил Андрей Травянов, R&D-центры многих компаний по сути были центрами принятия решений, какие импортные технологии и оборудования закупить для внедрения. Но начиная с 2022 года, по его словам, участились запросы бизнеса на реинжиниринг материалов или технологий, утраченных вместе с западными партнерами. «Сейчас мы больше занимается тем, что необходимо бизнесу. Хотя крайне нежелательно впадать сейчас в другую крайность и пренебрегать долгосрочными научными задачами», – подчеркнул он. Ведь научные коллективы заглядывают за горизонт, их разработки могут быть востребованы спустя годы и даже десятилетия, пояснил Андрей Травянов.
С МИСИСом РУСАЛ тоже связывает долгосрочное сотрудничество: в 2017 году стороны создали Институт легких материалов и технологий (ИЛМиТ), который занимается разработкой новых сплавов и продуктов из алюминия с улучшенными характеристиками, эффективно замещающих импортные аналоги.
А еще в далеком 2002 году по инициативе Олега Дерипаски в алюминиевой компании был сформирован собственный R&D-центр «РУСАЛ ИТЦ» – Инженерно-технологический центр, объединивший и сохранивший инженерно-научные кадры алюминиевой отрасли. Именно в ИТЦ создали успешную технологию инертных анодов и множество других инноваций. Словом, РУСАЛ – пример компании, которая уже много лет обеспечивает себе технологическое лидерство инвестициями в науку и собственными разработками, а не покупкой готовых решений за рубежом. Как стало отчетливо заметно особенно в последние годы, это оказалось стратегически правильной ставкой.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать