Минфин может пересмотреть свои планы сокращения бюджетного дефицита на 2025 год. Фото агентства «Москва»
В 2025 году бюджетная система России будет испытывать гораздо большие трудности, чем в прошлом году. Об этом говорит новый бюджетный доклад Счетной палаты РФ. Дефицит федерального бюджета составил в прошлом году вполне приемлемые 1,7% ВВП. Но такие неплохие показатели были обеспечены за счет ослабления рубля при высоких темпах роста и относительно дорогой нефти. В наступившем году эти «три бюджетных кита» выглядят гораздо слабее: ниже нефтяные цены, ниже рост ВВП, а крепкий рубль мешает Минфину пополнять казну нефтегазовыми доходами хотя бы на уровне прошлого года.
Работу бюджетной системы РФ в прошлом году можно считать чуть ли не образцовой. Ведь дефициту российской казны в 1,7% ВВП могут позавидовать многие развитые страны. Во Франции бюджетная дыра в три раза больше российской, а в США, например, – почти в четыре раза больше (6,4% ВВП).
Основным источником покрытия дефицита российского бюджета были внутренние займы. Разница между расходами и доходами по итогам прошлого года составила 3,5 трлн руб. При этом государственный долг в 2024 году увеличился на 3,4 трлн руб. и достиг 29 трлн (14,5% ВВП), отмечается в новом отчете Счетной палаты об исполнении федерального бюджета за 2024 год.
Расходы на обслуживание госдолга РФ превысили 2,3 трлн руб. При этом доля расходов на обслуживание в общем объеме расходов федерального бюджета составила 5,8%, увеличилась по сравнению с «допандемийным» 2019 годом на 1,8 процентного пункта, отмечается в докладе ведомства Бориса Ковальчука. Обслуживание растущего госдолга стало одной из основных статей функциональной классификации расходов РФ, признают в СП. Многие экономисты напоминают, что сегодняшняя долговая нагрузка на бюджет была создана за счет крайне парадоксальной политики Минфина РФ, который наращивал рыночные заимствования, складывая их в Фонд национального благосостояния (ФНБ) и обеспечивая доходы финансовых посредников.
«Расходы на обслуживание долга – около 10 трлн руб. – за 2005–2023 годы были в пять раз больше, чем доходы от размещения средств ФНБ. И если доля расходов на обслуживание в бюджетах 2009–2010 была менее 2% и расходы на образование были вдвое больше, то к 2023 году расходы на обслуживание госдолга выросли до 5,3%, а расходы на образование остались примерно на том же уровне – 4,4%», – напоминает член думского бюджетного комитета Оксана Дмитриева. По ее словам, вся пирамида госдолга была нужна для перекачки ресурсов в банковский сектор и теневых бюджетных схем. Минимальная оценка избыточных заимствований за 20 лет составляет порядка 20 трлн руб.
Сравнение бюджетного отчета Счетной палаты с текущей статистикой говорит о нарастании бюджетных проблем. Так, в прошлом году среднемесячная цена барреля нефти марки «Юралс» в среднем за 2024 год составила 67,9 долл. А в феврале 2025 года средняя цена была уже на 9% меньше прошлогодней. Здесь речь идет о тех ценах барреля, которые используются для налогообложения российских нефтяных компаний.
Так что в этом году нефтегазовые доходы РФ могут сократиться за счет снижения нефтяных, за счет сокращения объемов добычи и экспорта, а также за счет укрепления рубля.
«Добыча, наверное, будет несколько ниже, с учетом того, что мы вошли в график в середине прошлого года», – сообщил во вторник вице-премьер РФ Александр Новак.
В среднем за 2024 год курс американского доллара составил 92,4 руб., что на 9,2% выше значения за 2023 год (84,7 руб.). Но с первых дней 2025 года мы наблюдаем обратную тенденцию укрепления рубля. Так что девальвационные доходы российской казне пока не светят. Судя по всему, после неудачной борьбы ЦБ с немонетарной инфляцией монетарными методами чиновники решили использовать валютный рычаг для сдерживания внутренних цен. Укрепление рубля играет положительную роль с точки зрения снижения инфляции, вмешательство не требуется, заявил во вторник Александр Новак.
Замминистра финансов РФ Владимир Колычев сообщил, что Минфин РФ пока сохраняет свои оценки исполнения федерального бюджета в 2025 году, однако не исключает, что дефицит может превысить план в 0,5% ВВП в случае сохранения текущих цен на нефть – на уровне около 60 долл. за баррель.
Расчеты независимых наблюдателей подтверждают нарастание потенциальных бюджетных проблем в РФ. «Минфин РФ с целью нормализации бюджетного баланса к плану вынужден будет в следующие 10 месяцев существенно заглушать бюджетный импульс, что может сказаться на темпах экономического роста, которые во многом поддерживаются за счет избыточных бюджетных расходов», – считает финансовый аналитик Павел Рябов (Telegram-канал Spydell_finance).
Несмотря на стремительный рост дефицита с сентября 2024-го, бюджетная устойчивость в РФ находится на высоком уровне, так как критической зоной дефицита можно считать диапазон 20–30% от годовых доходов, а сейчас этот показатель составляет только 13,7%, отмечает Рябов. И напоминает, что максимальный дефицит бюджета за всю российскую историю отмечался в мае 2023 года, когда он достиг 7,9 трлн руб., или 30,9% от всех доходов казны.
Быстрое накопление бюджетного дефицита с октября прошлого года эксперт объясняет низкими темпами роста доходов при разгоне государственных расходов. Совокупные доходы федерального бюджета с октября прошлого года по февраль 2025-го выросли на 9,4% по отношению к тому же периоду прошлого года. «При этом расходы за указанный период выросли на 30%, сильно отклоняясь даже от внутренних налоговых поступлений», – сообщает Павел Рябов. Хотя в феврале 2025 года темп рост расходов стабилизировался до 0,9% (к февралю 2024 года) после резкого роста на 73,6% в январе из-за авансирования госконтрактов.