0
3169
Газета Экономика Интернет-версия

18.05.2025 20:18:00

Стратегия развития регионов РФ вызвала критику экономистов

Периферийная Россия будет терять население даже в идеальных правительственных сценариях

Тэги: стратегия пространственного развития, споры вокруг принципов, критика, предложения


стратегия пространственного развития, споры вокруг принципов, критика, предложения Фото агентства городских новостей "Москва"

Правительство РФ в конце прошлого года утвердило Стратегию пространственного развития страны до 2030 года, в которой обещана поддержка более чем 2 тыс. опорных пунктов. Формальное утверждение стратегии обострило споры вокруг принципов развития страны и их обоснованности. Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН представил доклад с критикой нынешних подходов и со своими предложениями.

Премьер Михаил Мишустин утвердил 28 декабря 2024 года Стратегию пространственного развития РФ до 2030 года с прогнозом до 2036-го и поручил Минэкономразвития в трехмесячный срок представить проект плана мероприятий по реализации утвержденной стратегии.

Однако и после истечения этого срока работа над конкретикой все еще не завершена. Так, в Совете Федерации продолжаются совещания о проекте плана мероприятий по реализации стратегии с участием сенаторов и чиновников Минэкономразвития.

А Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН опубликовал обширный доклад с анализом и критикой нынешних подходов к пространственному развитию страны. Сама утвержденная стратегия – это более 70 страниц пожеланий и принципов, общую цель которых можно сформулировать одним предложением: остановить отток населения в крупные городские агломерации из опорных пунктов по всей стране, и особенно из регионов Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Именно такие целевые показатели зафиксированы в тексте стратегии.

При этом правительство РФ признает, что к 2030 году остановить отток населения в крупные города уже никак не получится. Ключевой показатель стратегии – доля постоянного населения опорных пунктов вне городских агломераций. Еще недавно эта доля составляла 26,7% от всего населения РФ. И к 2030 году она упадет до 25,6% в инерционном сценарии или до 26,1% в идеальном целевом сценарии. На практике это означает, что уже в ближайшие пять лет примерно 1,5 млн россиян переедут из стратегически важных для РФ населенных пунктов в крупнейшие города. И в лучшем случае новая правительственная стратегия сможет лишь восстановить нынешнюю численность населения важных опорных пунктов только к 2036 году.

На сегодня чиновники смогли составить список из 2200 важных опорных пунктов, куда входят не только Москва, Архангельск или Петропавловск-Камчатский, но и сотни поселков на восточных, южных и северных окраинах нашей страны.

89-4-1-650.jpg
Интенсивность транспортировки грузов по крупнейшим странам, тонно-километров
на 1 долл. ВВП по паритету покупательной способности.  Источник: ИНП РАН

























Замедлить миграцию населения в крупные города можно лишь за счет повышения уровня жизни и возможностей для работы на периферии страны к стандартам крупных городов. Но это требование часто входит в противоречие с интересами важных лоббистских групп: энергетики не могут или не хотят обеспечивать энергией периферийные территории, транспортникам не интересно строить дороги и обеспечивать доступность каждого периферийного поселка. Минфин РФ также мечтает сэкономить на финансировании социальной инфраструктуры периферии. К тому же многолетний курс властей на «оптимизацию» привел к дефициту врачей, учителей и других специалистов даже в крупных городах центральной части России, не говоря уже о региональных городках и поселках. К тому же чиновники Центробанка могут возмутиться, если вдруг периферийная Россия ускорит свое развитие за счет кредитования или прямой бюджетной поддержки. Так что по части реализации и обеспечения у новой стратегии пространственного развития – большие проблемы, на часть которых и указывается в новом докладе ИНП РАН.

Каждый пункт резюме изменения экономической политики от ИНП РАН выглядит логичным и обоснованным – и одновременно практически нереализуемым в условиях нынешней политики планового подавления экономической активности в стране. Для примера можно назвать несколько таких пунктов резюме от ИНП РАН. «Политика в области жилищного строительства должна исходить из необходимости обеспечения приемлемых стандартов для проживания населения по всей территории страны при условии роста качества и эффективности строительных работ. Механизмы стимулирования спроса на жилье должны быть ориентированы на развитие приоритетных территорий», – пишут ученые. И кто будет спорить с этими «должна исходить» и «должны быть ориентированы»? Но реализуемы эти пожелания при нынешней политике ЦБ или Минфина?

Другой пример препятствий для развития восточных территорий – это низкий уровень их газификации и угроза дефицита производства электроэнергии. «Развитие гидроэнергетики в объединенной энергосистеме (ОЭС) Сибири практически остановилось: за 2009–2019 годы установленная мощность ГЭС возросла на 18%, а к 2029 году она увеличится всего на 0,4%», – отмечается в докладе ИНП РАН. Проблема низкой степени газификации промышленных потребителей пока остается нерешенной. Поэтому в период до 2030 года дополнительный спрос в ОЭС Сибири может быть покрыт только за счет дозагрузки наименее эффективных существующих угольных мощностей и строительства новых объектов угольной генерации. Но наращивание неэффективной угольной генерации сопряжено с увеличением вредных выбросов и ухудшением состояния окружающей среды, предупреждают авторы доклада ИНП РАН.

Текущая конфигурация корпоративного регионального банковского бизнеса создает ограничения для перенаправления финансовых ресурсов к регионам с высоким потенциалом развития, утверждают экономисты. И предлагают: чтобы ослабить эти ограничения, федеральным и региональным институтам развития целесообразно разработать линейку специализированных стимулирующих инструментов.

Ключевым требованием к развитию транспортной системы является обеспечение связанности территорий страны и доступа производителей и потребителей к внешним рынкам. Поэтому показатели пространственной связанности должны выступать одним из основных индикаторов эффективности развития инфраструктуры, говорят ученые. Важной характеристикой связанности территорий является размер интегральных общественных издержек обеспечения транспортной работы. В связи с этим политика в области развития транспортной системы должна быть направлена на снижение этих издержек.

Примечательно, что новый доклад ИНП РАН по пространственному развитию примерно в пять раз превышает текст утвержденной правительством Стратегии пространственного развития. 


Читайте также


КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
1297
Как России реагировать на новые климатические предложения Еврокомиссии

Как России реагировать на новые климатические предложения Еврокомиссии

Парижское соглашение стало фактором противостояния Востока и Запада, Севера и Юга

0
1041
Враг народа колобок

Враг народа колобок

Дайте эксперту любую книжку – и он найдет там дискредитацию, пропаганду нетрадиционных ценностей и оскорбление чувств

0
3170
Пекин не в состоянии помочь Ирану

Пекин не в состоянии помочь Ирану

Владимир Скосырев

Трамп подорвал влияние Китая на Ближнем Востоке

0
4544

Другие новости