Расходы на бензин достигают 70% от всех ежемесячных затрат на автомобиль. Фото Reuters
Средний возраст легковых автомобилей в России составил 15,5 года, причем доля машин старше 10 лет уже более 70% от всего автопарка. На этом фоне, а также с учетом дальнейшего роста цен на бензин, запчасти и ремонтные услуги обслуживание автомобиля становится все более обременительной статьей семейного бюджета – вплоть до того, что часть автовладельцев начинают задумываться об альтернативах. На практике, однако, отказаться от поездок на личном автомобиле готова не каждая семья, поэтому самым популярным решением становится экономия: например, ремонт собственными силами и отказ от покупки оригинальных запчастей.
В России продолжает стареть парк легковых автомобилей. В этом году средний возраст машин составил 15,5 года против примерно 15 лет в 2024-м.
Доля автомобилей старше 10 лет уже превысила 70% всего автопарка страны, следует из данных «Автостата».
Самые старые машины – отечественных марок: их средний возраст почти 19 лет. Также в списке возрастных автомобили японских брендов – около 17 лет. Тогда как средний возраст американских машин составляет в среднем примерно 15 лет, европейских – почти 14 лет, корейских – 11,5 года. Самые молодые – автомобили китайских марок: средний возраст около 5 лет.
В региональном разрезе данные тоже варьируются. Самые молодые машины числятся в Центральном федеральном округе: средний возраст автопарка – менее 14 лет. Самые старые – на Дальнем Востоке: почти 22 года.
Автоэксперты напрямую связывают возраст автомобиля и ежемесячные расходы на его обслуживание. Старые автомобили чаще ломаются, требуют более частого и сложного ремонта, постоянной замены деталей, пояснили в компании «АвтоСпецЦентр». В дополнение к этому в стране продолжается рост цен на бензин, запчасти становятся все дороже, при этом цена вовсе не гарантирует их качества, растут цены и на услуги автосервисов.
Как показал опрос, проведенный агентством «Автостат» среди 2 тыс. человек, по итогам прошлого года самой насущной проблемой для автовладельцев стало удорожание запчастей – об этом сообщили 63% респондентов.
На втором месте – нехватка оригинальных запчастей и наличие контрафакта, на это пожаловались почти 40% опрошенных. На третьем месте среди часто упоминаемых проблем – удорожание техобслуживания, рост цен на ремонтные услуги, о чем сказали около 36% респондентов.
По результатам другого опроса, проведенного аналитиками компании Krytex среди примерно 2 тыс. человек (есть в распоряжении «НГ»), россияне при владении автомобилем экономкласса и его ежедневном использовании сейчас в среднем тратят от 12,5 до 15 тыс. руб. в месяц.
Как поясняется в исследовании, речь идет о той сумме, которую нужно затрачивать на автомобиль именно каждый месяц: прежде всего это расходы на топливо – их доля в структуре ежемесячных затрат достигает 70%. Кроме того, это оплата услуг автомойки, парковок и проезда по платным дорогам. Оценка во многом условная, так как и расходы на бензин, и необходимость оплачивать парковки или проезд зависят от множества индивидуальных факторов.
И уже сверх указанной суммы, судя по исследованию, нужно учитывать затраты на ремонт и покупку запчастей – эти расходы могут быть разовыми, но очень внушительными и часто непредвиденными. Кроме того, говоря о ежегодных, а не ежемесячных затратах, респонденты назвали обременительными статьями шиномонтаж, страховку и транспортный налог.
Так что 12,5–15 тыс. руб. в месяц – это начальная оценка затрат по самому минимуму. Для сравнения: по данным, которые привели «НГ» в компании «Автодом», средние годовые расходы на содержание автомобиля, включая топливо, страховку, техническое обслуживание и ремонт, сейчас достигают уже 300 тыс. руб., что эквивалентно примерно 25 тыс. руб. в месяц. И эти затраты стабильно растут – из-за инфляции, локальных и иных дисбалансов, логистических издержек.
В итоге, по опросам, часть автовладельцев уже начинают задумываться об альтернативах для личного транспорта. Но задуматься – еще не значит полностью отказаться на практике. По оценкам автоэкспертов, среди тех, кто жалуется на дорогое обслуживание автомобиля, действительно решают его продать или законсервировать на неопределенный срок в гараже пока единицы процентов.
«Большинство россиян предпочитают искать способы экономии, не расставаясь с личным авто. Распространенные методы экономии включают выбор неоригинальных запчастей, обращение в неофициальные сервисные центры и самостоятельный ремонт», – подтверждают в компании «Автодом».
Например, по опросу «Автостата», в этом году около 36% автовладельцев, принявших участие в исследовании, планируют делать ремонт самостоятельно. На независимые станции технического обслуживания (СТО) поедут 26% опрошенных. Еще 16% обратятся к «знакомому механику-частнику». Тех, кто рассчитывает на официального дилера или сетевые СТО, меньшинство – 14 и 4% соответственно.
Самостоятельный или неофициальный ремонт – мера экономии хоть и вынужденная, но тоже рискованная. Как предупредили эксперты, это может ухудшить качество обслуживания, что приведет к более серьезным поломкам и увеличению расходов в будущем.