Платформенную экономику хотят сделать источником роста ВВП.
Фото Reuters
Правительство обещает ускорить развитие в Россию новой экономики, к которой относят креативные индустрии и так называемую платформенную экономику. Такая новая экономика должна стать источником роста ВВП в России, уверены чиновники. Однако пока развитие новой экономики откладывается: закон о платформенной экономике не могут принять несколько лет. А креативный бизнес, несмотря на желания чиновников стать источником развития регионов, предпочитает концентрировать свою деятельность не в регионах, а в крупнейших городах. Депутаты пообещали во вторник, 24 июня, принять новый законопроект о платформенной экономике в ближайшие недели – то есть до конца весенней сессии.
В правительстве РФ также планируют ускорить согласование основных положений закона о платформенной экономике. Премьер РФ Михаил Мишустин поручил вице-премьеру Дмитрию Григоренко максимально ускорить работу над этим законопроектом. Это поручение было озвучено после того, как президент РФ Владимир Путин на пленарной сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) попросил Госдуму ускорить принятие законопроекта о платформенной экономике. Глава государства подчеркнул, что необходимо создавать условия, при которых российские цифровые платформы будут развиваться и конкурировать с международными гигантами.
В аппарате вице-премьера Григоренко пообещали, что правкомиссия по законопроектной деятельности рассмотрит законопроект о платформенной экономике до конца июня. «Предстоит оперативно подготовить предложения по координации и стыковке информационных и других инструментов поддержки продвижения бизнеса, включая финансовые и гарантийные возможности Корпорации развития малого и среднего предпринимательства, а также большие массивы данных по состоянию рынков. Ими обладают в том числе маркетплейсы», – сказал премьер РФ на оперативном совещании с вице-премьерами.
Заметим, утверждение законопроекта о платформенной занятости идет медленно. Так, еще летом 2023 года был подготовлен документ, который регулировал бы стандарты работы маркетплейсов и владельцев пунктов выдачи заказов. Мера должна была регламентировать порядок изменения оферт, договоров и их расторжений, урегулировать порядок взимания штрафов и отстаивания споров сторон. В разработке документа принимали участие Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), а также практически все крупные российские маркетплейсы. Законопроект был направлен в Минпромторг, но дальше комиссии министерства не прошел.
Осенью того же года появился другой законопроект, который вызвал много критики, так как предлагал приравнять маркетплейсы к традиционным продавцам в части ответственности за товар перед покупателем. Проект предлагал возложить на платформы ответственность за качество товаров, защищая тем самым продавцов от претензий потребителей. Маркетплейсы раскритиковали инициативу, назвав ее «работающей против платформ».
В начале 2024 года сенатор Андрей Кутепов и депутат Госдумы Владимир Гутенев предлагали свой законопроект, который приравнивал маркетплейсы к обычной торговле. И только в ноябре был опубликован проект Минэкономразвития «О платформенной экономике в РФ». Еще в начале общественного обсуждения министерство получило несколько сотен предложений по нему. По множеству ключевых пунктов у министерств друг с другом были разногласия, с частью которых стороны впоследствии согласились. Только в феврале документ был внесен в правительство. Его рассмотрение Госдумой было намечено на первый квартал 2025 года, однако пока этого не произошло.
Сама же платформенная экономика только в прошлом году обеспечила дополнительное производство товаров и услуг на сумму 6,3 трлн руб., сообщал председатель наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов. В данном случае понимаются товары и услуги, которые появились в результате деятельности цифровых платформ, например, товары, проданные на маркетплейсах и логистические услуги, оказанные площадками. Оборот крупнейших цифровых платформ в 2024 году составил 12 трлн руб. – это 10 млрд сделок. Около 80% продавцов на цифровых платформах – малые и средние компании. По данным Росстата, в прошлом году на платформах работало от 13 млн до 15 млн человек.
Кроме платформ российские чиновники собираются стимулировать и творческие индустрии, доля которых в ВВП страны должна увеличиться до 6% к 2030 году. На заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ совместно с регионами подготовить долгосрочную стратегию развития креативной экономики и запустить федеральный проект в этой сфере.
С начала этого года вступил в силу закон о креативных индустриях. До конца года 70 регионов внедрят стандарты развития и создадут инфраструктуру, объявил Владимир Путин. Одна из целей документа – рост доли креативной экономики до 6% ВВП за счет специализации регионов и создания инфраструктуры для креативного предпринимательства.
«Сегодня работа по этим направлениям уже идет. К ним (креативной экономике. – «НГ») относятся народные художественные промыслы, кинематограф и анимация, исполнительские искусства, музыка, мода, дизайн, архитектура, медиа и средства массовой информации, программное обеспечение, видеоигры и многое другое. Всего таких направлений 16. Это перспективные секторы, которые основаны в первую очередь на интеллектуальной деятельности, где главным ресурсом являются идеи и человеческий капитал. В этих сферах трудятся миллионы людей, которые благодаря своим талантам и мастерству создают востребованные товары и услуги», – рассказал на стратегической сессии о развитии креативной экономики премьер РФ Михаил Мишустин.
В последние годы креативный сектор в России активно развивается. По итогам прошлого года вклад креативной экономики в ВВП России превысил 4% – это 7,5 трлн руб. «Три четверти выручки было обеспечено пятью секторами, это программное обеспечение – софт, реклама, гастрономия, исполнительские искусства и дизайн», – уточнял Мишустин. «За последние семь лет креативный сектор рос в четыре раза быстрее экономики в целом», – добавлял глава Минэкономразвития (МЭР) Максим Решетников. В Высшей школе экономики (ВШЭ) долю креативных индустрий в ВВП России оценивали в 3,5% по итогам 2023 года, что выше, чем в среднем в мире (3,1% мирового ВВП, по данным ЮНЕСКО) (см. «НГ» от 23.01.25).
«Главная особенность креативной экономики – высокая добавленная стоимость. Когда «придумано» стоит дороже, чем «сделано», – отмечал Максим Решетников. – Креатив – это еще и фактор производительности труда в традиционных отраслях». Росстат оценивает долю валовой добавленной стоимости (ВДС) креативной экономики в ВВП РФ в 3,4% (1,5 трлн руб.), что на 0,3% больше, чем годом ранее.
Несмотря на то что к креативной индустрии относят 16 сфер, наибольший вклад обеспечивает IT-сектор (на него приходится треть всей креативной экономики), реклама и PR (13%) и гастрономия (10,6%).
В региональном разрезе наибольшая доля предприятий, занятых в креативной экономике, находится в Москве (10%), Санкт-Петербурге (4,6%), Новосибирской области (4,2%), Дагестане (4%) и Калининградской области (3,8%), сообщает Росстат.
Как сообщает Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, на конец 2024 года в России действовало более 193 тыс. организаций креативных индустрий, при этом за последний год появилось почти 16 тыс. новых креативных бизнесов. Свыше половины из созданных в прошлом году креативных бизнесов, пришлось на Москву и Московскую область.
И столичные регионы становятся все более привлекательными для креативного бизнеса, тогда как вклад других городов-миллионеров и прочих регионов стабильно снижается. Так, в 2020 году более половины (51%) предприятий креативных индустрий открывалось в прочих городах-миллионниках и других регионах, к 2024 году их доля упала до 40%, сообщают во ВШЭ.
«Несмотря на общее увеличение в России числа организаций креативных индустрий, в большинстве регионов динамика их роста замедлилась. Причиной могут быть еще не завершившиеся как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ процессы стратегического планирования по развитию креативной экономики и отсутствие явно выраженных стимулов для создания новых бизнесов в сфере креативных индустрий. Другая вероятная причина, имеющая уже общеэкономический, а не отраслевой характер, – высокая стоимость заемных средств», – замечала руководитель лаборатории исследования креативных индустрий ВШЭ Виктория Боос.
Мало того, продолжали экономисты, даже если такое предприятие было создано в регионе, скорее всего через три–шесть лет успешной деятельности креативный бизнес переедет в один из столичных регионов. Каждое третье предприятие креативной индустрии меняет «прописку» против только каждого пятого в среднем по экономике, замечали во ВШЭ.
Инвестиции в креативный сектор экономики превысили 1 трлн руб. в конце прошлого года. Причем темпы их прироста за 2019–2024 годы составили в среднем 31,8%, что почти вдвое выше аналогичного показателя для всей экономики (+16% ежегодно), отмечают ученые. Более двух третей общего объема инвестиций в креативные индустрии приходятся на такие сферы, как медиа и СМИ, архитектура и урбанистика, а также на укрупненную группировку программное обеспечение (ПО) и видеоигры.
Половина инвестиций креативного сектора – это вложения в интеллектуальную собственность (ИС). В 2024 году удельный вес ИС в общем объеме вложений составил 45,8%, что в шесть раз выше аналогичного показателя по экономике в целом. «При этом 85,3% инвестиций в объекты ИС креативных индустрий почти в равных долях распределяются между ПО, базами данных (44,6%) и оригиналами произведений развлекательного жанра, литературы и искусства (40,7%)», – обращают внимание во ВШЭ. Как считает Виктория Боос, рост инвестиций в такие новые сектора экономики обусловлен мерами государственного регулирования (потребность в переходе на отечественное ПО), уходом в «цифру» (создание онлайн-каналов продвижения и реализации продукции) и обновлением основных фондов государственных учреждений культуры. «Для ее сохранения важно развивать и инфраструктуру рыночного инвестирования, в первую очередь профильные венчурные фонды и специальные банковские продукты для компаний креативного сектора», – полагает эксперт.
В феврале этого года вступил в силу закон «О развитии креативных (творческих) индустрий». Тогда же говорилось о том, что Минэкономразвития ведет работу по созданию стратегии развития креативных индустрий. Документ планировалось представить в рамках стратегической сессии под председательством Михаила Мишустина. Предполагалось, что стратегия станет единым комплексным документом, состоящим из ключевых блоков и направлений развития креативных индустрий. Тогда же сообщалось, что за министерством закрепляются обязанности по формированию и ведению единого реестра субъектов креативных индустрий и размещению на официальном сайте сведений о региональной инфраструктуре поддержки. В Минэкономразвития обещали подготовить для регионов методические рекомендации по развитию креативных индустрий.
Новый закон стал базой для развития этого направления, подчеркнул на стратегической сессии Мишустин. «Им предусмотрено создание инфраструктуры поддержки профильных предпринимателей по всей стране. Российские субъекты сами определят, какие конкретные сферы в приоритете – в зависимости от специализации, от того, как складывается ситуация на местах», – добавил он.
Для развития креативных индустрий в регионах будут решаться три задачи: снятие барьеров и донастройка федерального законодательства, формирование отраслевых программ развития, решение сквозных задач в сфере экспорта и интеллектуальной собственности.
«Создание новой экономики в России развивается поэтапно. То, что еще недавно воспринималось как отдельные креативные отрасли — дизайн, гастрономия, реклама, — стало оформляться в полноценные индустрии, а затем и в экономический сектор с понятной структурой, участниками и вкладом в ВВП. Принятие закона о креативных индустриях стало важным шагом — он закрепил рамки, понятия и дал основания для системной государственной поддержки. Следующим этапом логично станет утверждение стратегии и расширение мер поддержки — от налоговых до экспортных», - считает руководитель лаборатории креативных индустрий Московской школы управления Сколково Лидия Рой.
По ее мнению, закон о платформенной экономике напрямую связан с креативным сектором, где преобладает гибкая, внештатная занятость. «Планируемый закон «О платформенной экономике» также должен закрепить понятия «цифровая платформа» и «платформенная модель», а также определить стандарты договоров, отчетности и механизмов досудебного урегулирования споров в цифровой среде. Сегодня именно платформы становятся главным каналом распространения товаров, услуг и креативного контента, поэтому правовое урегулирование этого сегмента критически важно», - подчеркивает управляющий партнер «MAIN DIVISION» Андрей Глушкин.
Принятие закона о платформенной экономике остается затрудненным. А до тех пор, пока закон о платформенной экономике не будет принят, дальнейшее расширение креативного сектора будет ограничено рисками неформальной занятости, юридической неопределенности и отсутствием единых стандартов взаимодействия между платформами, исполнителями и государством, рассуждает эксперт. «Важна эта тема и с точки зрения занятости, в том числе - с точки зрения борьбы с теневой занятостью. Платформенные подходы существенно меняют и подходы к взаимодействию работников и работодателей, и способы продаж в ряде секторов. Но, учитывая относительную новизну ряда возникающих вопросов, а также их растущую значимость для бизнеса и работников, задержки с развитием законодательства вполне объяснимы», - говорит главный экономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Копейкин.
«Россия, действительно, сделала большой шаг на пути к развитию платформенной экономики. Крупнейшие маркетплейсы стали площадкой для купли-продажи миллионов товаров. За несколько лет появилась целая социальная страта занятых в платформенной экономике - селлеров, поставщиков, посредников. Быстрый рост платформенной экономики создал интересное правовое явление - формально, до сих пор занятость селлеров не урегулирована законодательно», - обращает внимание доцент РЭУ им Плеханова Вадим Ковригин.
«Российская экономика уже не видит роста без маркетплейса и без электронной коммерции, но регулирование отрасли, введение стандартов и законов — это необходимость. Важно тут — найти разумный баланс между всеми участниками рынка и онлайн, и офлайн, торговых сетей и маркетплейсов. И добросовестной конкуренции, которая способствовала развитию наших отраслей и экономии в целом», - подчеркивает гендиректор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей Алексей Молодых. «Платформенная экономика, как и сам бизнес маркетплейсов и партнеров, напрямую с ними связанных, - достаточно новое, но уже вполне доказавшее свою эффективность направление в экономике страны. За несколько последних лет сформировалась новая культура потребления, где крупные e-commerce площадки начали играть важную роль», - добавляет руководитель службы маркетинга компании «Газинформсервис» Григорий Ковшов.
«Законопроект о платформенной экономике опубликован еще в начале года. Маркетплейсы пока оставим в стороне, сосредоточимся на агрегаторах услуг. Суть законопроекта в усилении контроля за всем, что происходит на цифровой платформе. На оператора системы накладывается обязанность на старте проверять документы исполнителей в том объеме и порядке, который определяет правительство. Государство при этом хочет отделить трудовые отношения от гражданско-правовых (когда сотрудников переквалифицируют в самозанятые), поэтому законопроект обязывает оператора устанавливать для исполнителей определенные ограничения. То есть правительство не намерено ужесточать условия для самозанятых на платформе, но цифровыми средствами оно сделает все, чтобы проконтролировать, что это действительно самозанятые. Любая «стабильная» занятость у одного заказчика будет попросту невозможной без переквалификации отношений», - обращает внимание член генерального совета «Деловой России» Олег Николаев.