0
3880
Газета Экономика Интернет-версия

26.06.2025 20:36:00

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

Тэги: кабмин, отчет, обновление общественного транспорта, фас, состояние конкуренции, потребительская инфляция, соглашения с торговыми сетями

Online версия

кабмин, отчет, обновление общественного транспорта, фас, состояние конкуренции, потребительская инфляция, соглашения с торговыми сетями Фото сайта government.ru

Правительство РФ на заседании в четверг отчиталось о мерах по обновлению общественного транспорта. А также заслушало отчет Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о состоянии конкуренции за 2024 год. Глава ведомства Максим Шаскольский попросил премьера РФ Михаила Мишустина согласовать внесение в правительство проекта нового национального плана развития конкуренции в РФ на 2026–2030 годы до конца июля. Антимонопольная служба сообщает о стабилизации цен на потребительские товары за счет заключения с торговыми сетями соглашений об уровне наценок.

Для обновления общественного транспорта в стране предусмотрено сразу несколько программ: льготный лизинг с субсидированием, использование специальных казначейских кредитов, а также использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), напомнил в четверг Михаил Мишустин. Кроме того, начиная с этого года работа идет и в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». «В результате существенно нарастили темпы обновления общественного транспорта. Только в прошлом году направили 73 российским субъектам более 8 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов», – рассказал на заседании премьер-министр.

В этом году на субсидирование льготных кредитов по развитию городского электрического наземного транспорта власти выделят 4 млрд руб. Средства направят в Волгоградскую, Курскую, Липецкую, Нижегородскую, Ростовскую, Саратовскую и Ярославскую области, а также в Краснодарский и Пермский края. За три года на эти цели будет выделено 12 млрд руб., а до 2042 года – почти 42 млрд.

Среди дополнительных мер поддержки российских регионов – развитие инфраструктуры в Крыму и Севастополе. «Для социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополь реализуем соответствующую государственную программу, благодаря которой были построены сотни важнейших объектов. Среди них – инженерные сети, автомобильные и железные дороги, включая трассу «Таврида», и мост через Керченский пролив. В текущем году финансирование мероприятий в рамках государственной программы развития Крыма и Севастополя уже превысило 112 млрд руб. Сегодня направим на них еще около 3 млрд руб.», – сообщил глава правительства.

Основной же темой заседания в четверг стал отчет Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о состоянии конкуренции в стране. Значительная его часть посвящена деятельности ведомства по контролю над ценами по различным потребительским товарам и услугам. Как напомнил глава ФАС Максим Шаскольский, его ведомство по поручению правительства ведет постоянный контроль за ценообразованием на социально значимые товары с помощью мониторинга цен и наценок торговых сетей.

Как уточняется в докладе ведомства, продолжают развиваться «механизмы стабилизации цен на товарных рынках социально значимых товаров». Под такими механизмами как раз и понимаются различные мониторинги, которые проводит ведомство. К примеру, поясняют там, ввиду роста цен на куриные яйца в конце 2023 года ФАС был организован постоянный мониторинг крупнейших производителей, по результатам которого в 10 субъектах РФ были возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства. «А в связи с ростом цен на хлеб и сливочное масло был организован мониторинг информации о планируемом повышении оптово-отпускных цен участниками соответствующих товарных рынков с указанием причин такого повышения с целью установления его обоснованности», – следует из доклада. Кроме того, правительство приняло разработанное ФАС постановление, запрещающее торговым сетям взимать с поставщиков масла и яиц вознаграждение за приобретение определенного объема товаров, продолжает Шаскольский.

Среди других мер контроля за ценами: «повышение социальной ответственности производителей и торговых сетей на высококонкурентных рынках», «анализ ситуации на каждом участке товаропроводящей цепи». Кроме того, по состоянию на июнь в 67 регионах действуют соглашения о стабилизации цен на потребительские товары. «Анализ эффективности соглашений говорит о том, что в регионах, где они заключены, индекс потребительских цен по товарам, в отношении которых они действуют, ниже, чем в соседних регионах, где такие соглашения не заключались», – подчеркивает Шаскольский.

Как отмечает глава ведомства, принимаемые меры стабилизируют цены на социально значимые товары и повышают их доступность для граждан. «Количество обращений граждан по вопросам роста цен на продукты питания по итогам 2024 года по сравнению с 2023-м снизилось в 1,7 раза и более чем в 17 раз по сравнению с 2022 годом», – отчитался на заседании глава ФАС.

Контроль ведется и за динамикой цен на лекарства. «По лекарственным препаратам регулирование и контроль цен ведется в отношении препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», – пояснил глава ведомства. По результатам 2024 года были снижены цены на 820 позиций в среднем на 16%.

На особом контроле ФАС и обеспечение сельхозтоваропроизводителей топливом по доступным ценам. «В случае необоснованного роста цен принимаем меры антимонопольного реагирования. Динамика изменения розничной цены с начала 2025 года на автомобильный бензин АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо не превышает уровень инфляции», – указал Шаскольский.  

В ФАС также подчеркивают, что для авиакомпаний закрепили обязанность разработать коммерческие политики в части ценообразования на авиабилеты. В отчете ведомства указывается, что за последний год средневзвешенная стоимость перевозки одного пассажира в салоне экономкласса на внутренних рейсах увеличилась на 14%, до 9,6 тыс. руб. «В целях обеспечения доступности перелетов для граждан как по цене, так и по наличию авиабилетов ФАС России согласованы коммерческие политики в части ценообразования АО «Авиакомпания «Сибирь» и ПАО «Аэрофлот». Согласно политике АО «Авиакомпания «Сибирь», доля продаж авиабилетов ниже экономически обоснованного тарифа составляет 63–68%, ПАО «Аэрофлот» – 70–80%. По максимальному тарифу оба крупнейших перевозчика продают не более 2,5% билетов», – следует из документа.

Представитель ФАС отчитался правительству и о том, что крупнейшим маркетплейсам в прошлом году были выписаны предупреждения за навязывание невыгодных условий взаимодействия, в том числе в части тарифов, штрафов и за непрозрачный механизм участия продавцов в автоакциях. «В данный момент мы изучаем на предмет соответствия антимонопольному законодательству действия компаний по предоставлению скидок на товары уже за собственный счет, так как в среднесрочной перспективе существуют риски окончательной монополизации данного рынка с соответствующими негативными последствиями как для покупателей, так и для продавцов», – указал Шаскольский.

При этом по итогам 2024 года доля маркетплейсов в общей структуре российского рынка электронной коммерции достигла 64%, следует из данных ФАС. «Годом ранее она составляла 56%, а в 2019 году – 23%. Вместе с тем вклад независимого e-commerce (рынок онлайн-продаж через собственные каналы и нишевые маркетплейсы) сократился с 77% в 2019-м до 36% в 2024 году», – отмечают в ведомстве.

В том же докладе ФАС говорится и об общей динамике численности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в РФ. Так, всего на начало этого года в РФ было зарегистрировано 6,59 млн субъектов МСП, из которых 4,33 млн человек – это индивидуальные предприниматели (ИП), 2,26 млн – юрлица.

Однако сокращается количество вновь созданных субъектов МСП. На 10 января 2025 года количество вновь созданных субъектов МСП составило 1,16 млн единиц (0,23 млн юридических лиц и 0,93 млн ИП), что ниже предыдущего периода на 0,04 млн единиц (количество юрлиц сократилось на 0,03 млн единиц, а ИП – на 0,01 млн единиц), сообщают в ведомстве.

В тоже время наблюдается увеличение количества рабочих мест, создаваемых малыми и средними компаниями. «По итогам третьего квартала 2024 года численность работников субъектов МСП составила 19,77 млн человек, что является самым большим значением по сравнению с данными третьих кварталов 2019 – 2023 годов», - отмечают в ФАС. Прошлые годы, численность занятых в МСП, наоборот, снижалась. Так, в 2019 году количество наемных работников в МСП составляла 18,98 млн человек, в 2023-м – 18,5 млн. При этом наибольший прирост числа работников в прошлом году наблюдался в сфере общепита, здравоохранения и строительства зданий, а наибольшее сокращение – в сфере оптовой и розничной торговли, уточняют в ФАС.
Выручка у малого и среднего бизнеса также увеличивается. Так, по итогам 2024 года среднемесячный объем выручки у микропредприятий составил 1,7 трлн руб, у малых – 0,6 трлн, у средних – 0,2 трлн. Средняя выручка на один субъект МСП выросла на 11,2%, что выше годовой инфляции, отмечают чиновники.

По данным ФАС, наиболее популярная сфера деятельности МСП – это розничная онлайн-торговля (преимущественно маркетплейсы, здесь сосредоточено свыше 356,2 тыс организаций). На втором месте - деятельность автомобильного грузового транспорта (259,5 тыс) и строительство жилых и нежилых зданий (232,4 тыс компаний).

В России ситуация с конкуренцией неоднородная, говорят эксперты «НГ». «В IT, сфере услуг, розничной торговле конкуренция высокая, особенно среди компаний малого и среднего бизнеса. В сырьевых отраслях, топливно-энергетическом комплексе, банковском секторе – монополия или олигополия. Растет число самозанятых и МСП, но важен не количественный рост, а их доля в ВВП, а она не очень высока примерно 8-9%», - отмечает начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев. Причины роста самозанятости также не всегда позитивы. «Это может быть сокращение рабочих мест, новые предприятия могут открываться в менее маржинальных сферах деятельност - серийные услуги и торговля, а высоко маржинальные сферы IT, электроника, промышленность – барьеры для входа высокие. И именно таких новых предприятий не хватает», - продолжает эксперт.

«Некоторые отрасли характеризуются завышенным спросом и низким уровнем качественного предложения. В частности, например, это рынок доступной и качественной недвижимости. На рынках монополистической конкуренции появляется все больше значимых факторов конкуренции: это не только качественные характеристики товаров/услуг, но и репутация, бренд, способы сбыта, доставка, гарантийное и постгарантийное обслуживание, для сложно технических товаров контракт жизненного цикла и другие факторы, формирующие добавленную стоимость», - говорит доцент департамента экономики и управления Московского городского педагогического университета Елена Зубеева.

Доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им Плеханова Сергей Тиньков согласен с тем, что оценивать и регулировать в первую очередь необходимо конкуренцию на социально значимых рынках товаров и услуг. «Например, сокращение совокупного уровня торговой наценки по товарам «первой цены» 25 категорий социально значимых продуктов питания – это важный социальный маркер и ФАС отмечает его снижение. Однако, необходимо оценивать не столько торговую наценку, сколько сам уровень цен. Наценка может и снижаться, но закупочная цена, которую выставляют поставщики расти, и уровень цен растет. Контролировать необходимо уровень цен производителей и поставщиков на предмет обоснованности. В этом отношении очень полезным являются соглашения о стабилизации цен на любые товары с нерегулируемыми ценами», - замечает он.

Член генерального совета «Деловой России» Олег Николаев считает самым важным моментом в докладе ФАС биржевую торговлю продукцией агропрома. «ФАС констатирует усиление крупных вертикально интегрированных агрохолдингов на рынках свинины, мяса птицы и зерна, поставляемого на экспорт. И указывает, что сделки по приобретению новых активов были согласованы с наложением на холдинги определенных обязательств. А именно – покупать или продавать определенный объем продукции на бирже. Как написано: «с целью обеспечения возможности для небольших компаний заключения прямых договоров с крупными производителями продукции животноводства, а также с крупными экспортерами зерна». И вот за это, ФАС, я думаю, многие скажут спасибо. Полноценная биржевая торговля сельхозпродукцией у нас как-то все не складывается, однако двигаться по этому пути все равно надо», - подчеркивает эксперт.


Читайте также


Россия собрала третий по объему урожай за последние шесть лет

Россия собрала третий по объему урожай за последние шесть лет

Михаил Сергеев

Федеральный Центр выделяет субсидии проблемным регионам

0
2663
Рефлюкс – болезнь современной цивилизации

Рефлюкс – болезнь современной цивилизации

Владимир Яшин

Причинами этой патологии становятся фастфуд и избыточный вес

0
1837
Электронные торговые площадки превращают в квазирегуляторы

Электронные торговые площадки превращают в квазирегуляторы

Владимир Кузнецов

От онлайн-платформ требуют более активно бороться с контрафактом

0
1272
Правительство обещает изменения в экономике к 2030 году...

Правительство обещает изменения в экономике к 2030 году...

Михаил Сергеев

"Фактор Долиной" действует уже сейчас

0
4468