Фото сайта ltk.svsokol.ru
В ближайшие дни в Липецком арбитражном суде состоятся решающие слушания продолжающегося почти четыре года разбирательства о том, кому принадлежит завод «Свободный Сокол» — крупнейший российский производитель чугунных труб для водоснабжения. В суде оспаривается договор, который позволил семье бывшего директора предприятия Игоря Ефремова получить контроль над активом, стоившим на тот момент свыше 1 млрд рублей. Как ранее сообщала «НГ» 09.07.25 , в основе дела — подозрительная сделка, подкрепленная документами, в подлинности которых есть сомнения. Очевидно, что Ефремову не удалось бы провернуть эту операцию в одиночку.
Что на кону
ООО «ЛТК «Свободный Сокол», основанное в 1910 году в Липецке, — уникальное предприятие, производящее трубы из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (диаметры 80–1000 мм). Завод занимает около 30% рынка чугунных труб для водоснабжения и водоотведения. В 2023 году выручка составила 5,6 млрд рублей, чистая прибыль — 1,03 млрд рублей. Правоохранители продолжают расследование, которое может выявить новые детали этой сложной истории.
Рейдерские методы в действии
Осенью 2021 года завод «Свободный Сокол» стал ареной силового налета. «По словам очевидцев, на территорию завода ворвались вооруженные люди в масках, в кабинетах отключили компьютеры, работникам рекомендовали оставаться на местах, не пользоваться телефонами. Затем из правового отдела пропал сейф с учредительными документами ООО. Представители «Фэдокс Трейдинг Лимитед» (владельца завода. – «НГ») обо всем этом заявили в правоохранительные органы и ждали с их стороны разбирательства в странных событиях на одном из крупных и старейших предприятий региона», – писал «Коммерсант».
Утром 27 октября, по словам сотрудников, проходные предприятия были захвачены людьми, подконтрольными Ефремову. Охранников вытеснили силой, а на въездах и выездах появились плакаты с фотографиями ключевых руководителей, включая Антона Бабуцидзе, представителя компании «Фэдокс», владевшей 60% долей завода, с указанием не пускать их на территорию предприятия.
Юрист Светлана Шалимова, прибывшая к 11 утра, обнаружила себя в «запретном списке» и не была допущена на рабочее место. В это время в ее кабинете уже выламывали двери и выпиливали приваренный к полу сейф с уставными документами и бумагами Бабуцидзе. Ефремов, сидевший во время налета в номере гостиницы напротив завода, пришел на предприятие только на следующий день, когда уже не опасался встретить там сторонников Бабуцидзе.
Захват сопровождался хаосом и угрозами. По этажам завода носились люди, выкрикивая приказы: «Всем оставаться на местах!», «Отключить компьютеры и телефоны!». Главный бухгалтер Светлана Гостеева, отказавшаяся подчиняться, столкнулась с грубой силой: у нее выдернули провода из компьютера и приставили охранников, чтобы она и ее заместитель не могли действовать. Коммерческий директор Павел Крылов, осознав угрозу, забаррикадировался в кабинете с сотрудниками. После трехчасовой осады он вывел коллег через пожарную лестницу, и им пришлось покидать завод по железнодорожным путям.
Директора Виктора Лебедева вынудили покинуть предприятие, ссылаясь на решение «внеочередного собрания» от 8 октября, которого, по его словам, не было. Эти действия позволили Ефремову установить контроль над заводом.
Куда идет металлолом
По информации сотрудников завода, после захвата контроля над «Свободным Соколом» Игорь Ефремов, представляющий себя законным собственником, развернул бурную деятельность. Как сообщают источники на предприятии, она связана со значительной частью активов завода, включая старые плавильные печи и огромные залежи металлолома.
По адресу завода зарегистрирована сторонняя компания – ООО «Экоцентр утилизации и инновационных технологий», где Ефремов значится единственным учредителем, а директором выступает Николай Соколов, ранее участвовавший в оспариваемой в суде сделке по продаже доли 60% в капитале завода за 36 тысяч рублей. Основной вид деятельности – сбор отходов, кроме того, компания занимается заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома и отходов металлов, разборкой и сносом зданий. Перечень видов деятельности, которыми Ефремов занимается на территории завода, говорит сам за себя.
Сотрудники говорят, что на заводе якобы также встречается техника для утилизации металлолома, связанная с другой компанией, соучредителем которой является Соколов — ООО «Сокол-М». Основной вид деятельности – заготовка, хранение, переработка и реализация лома и отходов черных металлов.
Если эти компании занимаются вывозом с завода металлолома, отражаются ли доходы от этой деятельности в отчетности «Свободного Сокола» и в финансовых документах упомянутых фирм?
Между тем компания «Фэдокс» в суде по оспариванию сделки о переходе контроля над ЛТК Ефремову приводила тревожные данные. Процитируем судебное постановление 2023 года: «В заявлении об обеспечении иска компания "ФЭДОКС ТРЕЙДИНГ ЛИМИТЕД" указала, что третье лицо ООО "ЛТК "Свободный сокол" приступило к ликвидации основных средств - доменного цеха общества, оборудование цеха демонтируется и режется на металлолом, здания и сооружения цеха сносятся и разрушаются по заданию генерального директора общества Долматова С.Ю., контролируемого Ефремовым И.В. такими организациями как ООО "СоколСтрой", ООО "Экоцентр утилизации и инновационных технологий"». Но тогда суд счел, что это не подтверждено доказательствами.
Патриотизм как прикрытие
В многочисленных публичных выступлениях Игорь Ефремов позиционирует себя как защитник национальных интересов, утверждая, что «Свободный Сокол» — стратегический актив, который пытаются уничтожить внешние силы. В интервью региональным СМИ в 2022 году он заявил, что «иностранные агенты в лице Бабуцидзе стремятся остановить производство, чтобы подорвать инфраструктуру России». В другой публикации он обвинил «зарубежных конкурентов» в попытке «выдавить завод с рынка», подчеркивая, что только его усилия сохраняют предприятие для страны.
В социальных сетях в 2023 году Ефремов утверждал, что «в условиях санкций завод стал мишенью для недружественных стран», призывая к «патриотическому единству» для защиты производства. Эти заявления, однако, контрастируют с финансовыми операциями, связанными с ООО «ФасонЛит», о чем ранее сообщала «НГ» и другие СМИ.
Через эту структуру, связанную с семьей Ефремова, во время его руководства ЛТК могли реализоваться до 70% объемов продукции завода, что могло позволить оставлять убытки на предприятии, а прибыль формировать на «Фасонлите», писал «Коммерсант». Вывод прибыли через эту компанию и передача контрольной доли за номинальную сумму вызывают вопросы о реальных мотивах Ефремова. «Патриотическая» риторика, по мнению наблюдателей, может быть попыткой отвлечь внимание от оспариваемой в суде сделки, которую истец, компания Фэдокс, считает имеющей признаки мошенничества.
В одном из выступлений на местном телевидении в 2022 году Ефремов назвал себя «последним бастионом» защиты завода, обвиняя оппонентов в «антироссийской деятельности». Подобные громкие заявления, не подкрепленные фактами, создают образ борца за интересы страны, но не объясняют, почему столь важный актив оказался в руках его родственника за копеечную сумму. Патриотизм, похоже, используется как дымовая завеса.
В этом году Антон Бабуцидзе передал Фэдокс российским предпринимателям – государственникам, в отношении которых не может быть сомнений в их патриотических устремлениях. И они намерены добиваться справедливости и очистить ЛТК «Свободный Сокол» от мошенников и лицемеров.