Цены на бензин на заправках растут быстрее общей инфляции в стране. Фото РИА Новости
В ближайший четверг должно пройти совещание вице-премьера РФ Александра Новака с нефтяниками о ситуации на внутреннем топливном рынке. Причина встречи: опережающий рост оптовых цен, которые поднялись для некоторых видов топлива почти на 50% с начала года. Розничные цен на бензин также обгоняют средний уровень инфляции в стране. Рост цен выше инфляции обусловлен ожиданиями ростом издержек нефтепереработки, объясняют эксперты.
Как сообщает Интерфакс со ссылкой на источники, на совещании с Александром Новаком планируется обсудить баланс спроса, предложения и производства, а также недопущение роста цен на нефтепродукты выше уровня инфляции. Среди других вопросов встречи – работа механизма запрета экспорта бензинов и предложения по его дальнейшему применению. Кроме того, одним из вопросов будет предложение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) – повысить норматив продаж бензина на бирже с текущих 15 до 17%. Также будет изучена ситуация на рынке с анализом маржинальности для его участников, в частности маржинальность АЗС с учетом деятельности, не связанной с продажей топлива, проведен анализ цен на топливо для аграриев, рассмотрена ситуация с вывозом нефтепродуктов. Рассмотрят вопрос и об установлении стартовой цены следующего торгового дня на уровне первой стартовой цены текущего месяца в случае, если темп роста цены превысит 10% от первой стартовой цены месяца.
Цены на бензин, несмотря на последние решения властей о запрете экспорта, продолжают подниматься. Рекордный рост цен наблюдался на Петербургской бирже. В августе цены выросли на 7%, с начала лета – на 32%, а с начала года – на 47%. В пятницу, 8 августа, оптовая цена сорта АИ-95 впервые превысила 80 тыс. руб. за тонну. В понедельник, 11 августа, сорт АИ-92 подорожал до 70,5 тыс. руб. за тонну. Выше этого уровня цена на него поднималась только 18 сентября 2023 года.
Цена бензина АИ-92 превышает так называемую цену отсечения, с которой обнуляются выплаты по демпферу для нефтяных компаний (на 2025 год эта точка отсечения составляет 66,495 тыс. руб. за тонну).
Эксперты рост биржевых цен объясняют высоким сезоном, ремонтами и новыми авариями на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). «Традиционно в летний сезон оптовые цены на бензин проходят локальные максимумы из-за высокой активности автомобилистов в период отпусков. Число поездок на дальние расстояния заметно возрастает, а вместе с ним и потребление бензина. Плановые ремонтные работы на некоторых НПЗ продлятся до конца лета. Поэтому ситуация с ценами становится напряженной. Усугубляющим фактором, вероятно, стали новости последних дней: нарушение работы Афипского НПЗ, Рязанского НПЗ, Саратовского НПЗ могло сократить предложение бензина на рынке», – замечают аналитики «БКС Мир инвестиций».
В Минэнерго России ранее сочли минимальными риски необоснованного роста цен на топливо. Как отметили в министерстве, рынок нефтепродуктов сохраняет профицитный баланс, полностью обеспечивая потребности экономики. При этом в ФАС на фоне рекордных биржевых цен заявили, что ведомство рассматривает повышение минимального норматива продаж бензина на бирже до 17% с 15% для обеспечения прозрачности ценообразования и минимизации рисков необоснованного роста цен.
На фоне роста биржевых цен правительство РФ ввело до конца августа временный запрет на экспорт бензина для его производителей. До этого аналогичная мера распространялась только на непроизводителей. Решение полностью запретить экспорт топлива с 1 августа пока не привело к тому эффекту, что двумя годами ранее, когда реакцией на такие действия властей стал обвал цен.
На прошлой неделе в Минэнерго РФ сообщали, что выпадающие объемы производства автомобильного бензина из-за незапланированных ремонтных работ на НПЗ будут в ближайшие дни компенсированы, а восстановительные работы на заводах ведутся ускоренными темпами, вводятся резервные установки первичной и вторичной переработки, увеличивается объем первичной переработки нефти и выпуск топлива на ряде НПЗ.
Ведомство подчеркивало, что в условиях запрета экспорта бензина весь дополнительный объем предложения топлива будет направлен на внутренний рынок во все каналы реализации, в приоритете – биржевые продажи и реализация мелким оптом «в рынок». «Для стабилизации ценовой ситуации на бирже Минэнерго РФ призывает всех участников рынка вернуться в режим регулярности и равномерности реализации и приобретения автомобильного бензина на всех доступных биржевых базисах», – говорилось в заявлении.
По результатам работы штаба Минэнерго по топливообеспечению внутреннего рынка отмечается, что внутренний рынок автомобильного бензина всех марок полностью обеспечен предложением. Производство автомобильного бензина и отгрузки на внутренний рынок с начала года стабильно превышали показатели прошлого года. Сформирован необходимый уровень запасов. Доставка топлива всеми видами транспорта обеспечивается в приоритетном режиме, проблемы со скоростью отгрузки и доставки отсутствуют, подчеркивает ведомство. Минэнерго, кроме того, продолжает ежесуточный мониторинг ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.
Кроме того, неделей ранее Интерфакс со ссылкой на источники сообщал, что Минэнерго и Минфин готовят изменения в Налоговый кодекс о повышении отсечки обнуления для топливного демпфера (скорее всего по бензинам рост составит с нынешних 10 до 15%, а по дизтопливу – с 20 до 25%). Собеседники агентства предполагают, что изменения в топливном демпфере могут быть оформлены «задним числом» – с начала августа, чтобы нефтяники смогли получить выплаты за этот месяц.
Эксперты ожидают, что меры властей в итоге приведут к снижению оптовых цен на бензин. Пока же проблемы роста оптовых цен уже расползаются и на розничный рынок нефтепродуктов. Так, к началу августа розничные продажи бензина стали приносить убытки некоторым заправкам. Маржа розничной торговли бензином в России из-за высоких отпускных цен НПЗ стала отрицательной: на начало августа средняя по стране чистая маржа составляет –1,1 руб. за литр для марки АИ-92 и –1,4 руб. для АИ-95, следует из расчетов исследовательской группы «Петромаркет». В свою очередь, маржа розничной торговли дизельным топливом находится в положительной зоне и составляет 8,1 руб. за литр. «Причина, по которой АЗС генерируют убытки при торговле бензином, – высокие отпускные цены НПЗ на продукт, от которых зависит стоимость топлива, закупаемого АЗС для реализации», – считают аналитики исследовательской группы.
По данным Росстата, цены на бензин на российских заправках к 4 августа по сравнению с началом года выросли почти на 5%, тогда как общая инфляция за этот период составила 4,37%. Годовая потребительская инфляция в РФ на 4 августа достигла 8,77%, тогда как цены на бензин увеличились на 10,42%, сообщают в Минэкономразвития.
Рост цен на топливо вряд ли обрадует ключевых его потребителей. К примеру, из-за роста издержек продолжает сокращаться рентабельность сельского хозяйства. По итогам прошлого года она составила в среднем по отрасли 18% против 19% в 2023 году, сообщала первый замминистра сельского хозяйства Елена Фастова. Для сравнения: по итогам 2022 года рентабельность в агропроме составила 20,3% (с субсидиями) и 16,3% (без субсидий) соответственно. В 2021-м – 25,6% и 21,2%.
«Рентабельность сельхозпроизводства снизилась на фоне роста издержек. Стоимость сельхозпродукции растет не так сильно, как растут затраты. При этом животноводы чувствуют себя чуть лучше, поскольку цены на корма относительно низкие. А растениеводы – хуже по той же причине, потому что цены на зерновые невысокие», – поясняла в прошлом году ситуацию в АПК Фастова. При этом, по ее словам, рентабельность в агросекторе не должна падать ниже 20% (см. «НГ» от 18.02.24).
Четкая негативная тенденция к снижению рентабельности растениеводства от года к году наметилась в России еще несколько лет назад, обращал внимание гендиректор компании «Тамбовские фермы» Игорь Поляков. По его словам, в прошлом году затраты в растениеводстве увеличились в среднем примерно на 12%. В 2023-м по отношению к 2022-му – на 23−24%. В 2025-м расходы на выращивание растениеводческой продукции также увеличиваются, в первую очередь за счет роста цен на минеральные удобрения и дизельное топливо.
Для аграриев Черноземья и других сельхозрегионов России сезон-2025 может оказаться худшим с 2022 года, прогнозирует аналитическая компания «Агроспикер», отталкиваясь от роста себестоимости производства и низкой рентабельности экспорта. По мнению аналитиков, рост валового продукта отрасли в денежном выражении в текущей конъюнктуре невозможен. Как замечал глава аналитической компании «Агроспикер» Виталий Шамаев, в первом полугодии российские аграрии не выбрали квоту на экспорт пшеницы, составлявшую 10,6 млн т и значительно сниженную по сравнению с 2024 и 2025 годами. За рубеж было отправлено только 7 млн т сельхозкультуры. «Экспорт стал непривлекателен. Цены при отгрузке пшеницы в Новороссийске упали с 18 до 15 руб. за 1 кг, а крепкий рубль осложняет экспорт», – говорит он.
«Затратная часть только растет по всем позициям: топливо, средства защиты растений, зарплаты, запчасти. При этом цены, установившиеся на рынке, не позволяют развиваться. Усугубляет ситуацию растущий кадровый голод. Все это ведет к тому, что производство будет сокращаться», – полагает гендиректор воронежского предприятия «Нива» Николай Слаук.
Росстат при этом публикует данные весеннего учета посевных площадей, согласно которым в этом году посевы всех сельхозкультур сократились на 1,1%. При этом площади зерновых и зернобобовых сократились на 5,1%. Площади только под пшеницу сократились до 26,9 млн га с прежних 28,5 млн га.
Несколько увеличилась и доля убыточных предприятий в АПК. Так, по итогам пяти месяцев этого года убыточным оказалось каждое пятое предприятие (20,5%). Это чуть больше, чем годом ранее – 19,7%, следует из данных Росстата.
«Розничные цены на бензин с начала года действительно уже обогнали инфляцию. Запрет на экспорт бензина тоже не помогает. Сохранение тенденции станет ударом уже по самой инфляции, потому что цена бензина заложена в цену любого товара и большинства услуг. Неудивительно, что правительство ищет новые экстренные меры», – обращает внимание член генерального совета «Деловой России» Олег Николаев. По мнению эксперта, отрасль нуждается в существенном повышении нормативов продаж топлива через биржу. «Это дало бы второе дыхание независимым АЗС, которым все сложнее приходится под давлением сетевых конкурентов, и повысило степень рыночной борьбы за цены. Нужна демонополизация нефтепереработки и топливной розницы», – считает он.
Как считает доцент Президентской академии Тамара Сафонова, рост цен на бензин связан с увеличением сезонного спроса, дефицитом топлива на локальных рынках на фоне сокращения его производства и проведения ремонтно-восстановительных работ на НПЗ. «Недостаточность производства бензина и профицит производства дизельного топлива в России находят отражение как в объемах экспортных грузопотоков, так и в ценовой конъюнктуре. Так, разрыв между стоимостью тонны бензина АИ-92 и дизельного топлива летнего составляет 11 тыс. руб., бензина АИ-95 и дизельного топлива летнего – 21 тыс. руб.», – обращает внимание эксперт.
По мнению Сафоновой, увеличение нормативов продаж топлива на биржевой площадке станет позитивным фактором для ценовой динамики. «Снижение стоимости бензина возможно также и на фоне естественного сокращения туристического потока в регионе по окончании летнего сезона. Кроме того, гибкая акцизная политика является эффективным механизмом формирования приемлемых для потребителя цен и сохранения эффективности работы нефтеперерабатывающих предприятий», – рассуждает она.
Профессор Финансового университета Иван Петров полагает, что государство обладает всеми возможностями для сдерживания роста цен на бензин. «Министерствами энергетики и финансов совместно с ФАС сформирован достаточно эффективный инструментарий регулирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, включающий биржевую торговлю, инструменты топливного демпфера и механизм регулирования экспорта. Но эти инструменты требуют постоянной донастройки под реалии текущей рыночной ситуации на основе постоянного мониторинга и прогноза рынка, в том числе с учетом вероятности выхода НПЗ на внеплановые ремонты», – напоминает он.
Как считает эксперт, по биржевой торговле необходимы жесткие меры к компаниям, не выполняющим норматив продаж бензинов и дизтоплива на бирже, а также применение более тонкого инструмента установления стартовой цены и контроля динамики цен в течении биржевого дня. «Необходимо также и более тонкое регулирование демпфера с установлением в Налоговом кодексе плавающей отсечки обнуления для топливного демпфера в пятипроцентном диапазоне с возможностью принятия решения «задним числом» по итогам прошедшего месяца», – предлагает Петров. По его мнению, установленный запрет на экспорт бензина до конца августа, в свою очередь, приводит к желанию накопления запасов в надежде их вывода на экспорт в сентябре, когда мировые цены на нефтепродукты традиционно высокие. Своевременное продление запрета на экспорт до конца сентября может повысить предложение на мелкооптовом рынке и сдержать рост цен, добавляет он.