0
2747
Газета Экономика Интернет-версия

13.08.2025 20:31:00

У россиян растет доверие к бизнесу, но снижается желание участвовать в нем

Граждане ждут поддержки и от государства, и от частных предпринимателей

Тэги: соцопросы, доверие к предпринимательству, бизнес, идеи патернализма, социальная справедливость, поддержка от госуларства


соцопросы, доверие к предпринимательству, бизнес, идеи патернализма, социальная справедливость, поддержка от госуларства Фото агентства городских новостей "Москва"

Социологи фиксируют смену отношения в российском обществе к предпринимательству. Большинство россиян сегодня считают, что бизнес и бизнесмены приносят стране больше пользы, нежели вреда. Десять лет назад граждане РФ были настроены более критически к отечественному предпринимательству. Позитивные отношения к бизнесу растут несмотря на доминирование в обществе идей патернализма с высоким запросом на социальную справедливость и поддержку от государства.

Сегодня большинство граждан (60%) считают, что частное предпринимательство принесло стране больше пользы, чем вреда, следует из результата опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» (ФОМ). Почти десять лет назад отношение к бизнесу было более критическим: только 42% россиян считали, что от частной инициативы больше пользы, чем вреда.

Больше всего сторонников поддержки участников рыночных отношений среди молодежи, людей с высшим образованием и граждан, у которых закрыты все базовые потребности. Так, почти 70% молодых людей в возрасте 18–30 лет с высшим образованием положительно относятся к предпринимателям и предпринимательству. А среди россиян в возрасте 31–45 лет с высшим образованием – 75% опрошенных.

Наиболее скептически к частному бизнесу относятся пожилые россияне и граждане, которым не хватает средств на самые базовые вещи. Так, среди россиян старше 60 лет видят пользу от предпринимательства только 43% респондентов. Среди россиян, которым не хватает средств на еду, положительно оценивают частный бизнес в РФ лишь 48% опрошенных.

Примечательно и то, что положительное отношение россиян к частной инициативе в целом растет, однако решимость самим участвовать в предпринимательской деятельности, наоборот, снижается. Так, не хотели бы заниматься бизнесом сегодня 68% россиян против 66% шесть лет назад. Снижается и число россиян, у которых есть знакомые или родственники, занимающиеся предпринимательством. Сегодня такие знакомые предприниматели есть у 34% россиян против 36% в 2019 году.

Что удивительно, положительное отношение к частной инициативе в российском обществе растет одновременно с увеличением запроса на справедливое общество.

В частности, опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показывал рост запроса в российском обществе на социальную справедливость. Причем для россиян это в первую очередь социальные гарантии и поддержка от государства, а не экономическая или юридическая справедливость. «Существует множество взглядов на социальную справедливость. Для одних это равенство возможностей, для других – компенсация неравенства, для третьих – главенство закона», – объясняют во ВЦИОМ.

То есть для большинства россиян социальная справедливость – это не рыночная свобода, а прежде всего социальные гарантии. Под социальными гарантиями в данном случае респонденты понимали равенство и равные возможности (21% опрошенных), социальную поддержку населения (10%), улучшение жизни пенсионеров и снижение пенсионного возраста (9%). Еще 6% указали на доступную и бесплатную медицину, а 3% – на доступное образование.

150-4-1-650.jpg
Распределение ответов о том, принесло ли частное предпринимательство в РФ
за эти годы больше пользы или больше вреда.  Источник: ФОМ



























В отличие от социальных гарантий, которые важны для каждого второго россиянина, экономические (материальные) гарантии как фактор социальной справедливости выбирают в качестве основного лишь 23% опрошенных. Так, для 10% опрошенных наиболее важным оказалось повышение уровня жизни, для 6% – отсутствие большого разрыва в доходах между богатыми и бедными, и для 3% – благополучие граждан.

Куда меньшее число россиян сегодня под справедливостью понимают правовые гарантии. На это указало совокупно лишь 14% респондентов. Сами социологи считают, что полученные результаты, с одной стороны, отражают потребности и ожидания граждан от социальной системы и от власти, с другой – обусловлено «историческими факторами» (см. «НГ» от 28.02.24).

По-прежнему высока доля россиян, выбирающих в качестве варианта трудоустройства работу в госорганизациях. «Большинство (70%) соискателей в России рассматривают предложения работы в госорганах. Из них 29% точно рассмотрят. А 41% скорее всего отдадут приоритет при рассмотрении», – следовало из исследования онлайн-платформы по поиску работы hh.ru. При этом только каждый пятый (19%) не склонен к выбору госоргана в качестве работодателя. То есть при прочих равных условиях предпочтут работать в государственной организации 60% респондентов, в частной организации – 40%, следовало из результатов опроса.

Многие исследователи считают, что российское общество буквально заражено «вирусом патернализма» и ждет улучшений своей жизни только со стороны государства. «Патерналистские отношения между властью и обществом в России – первый параграф неписаного общественного договора», – обращают внимание эксперты из МГИМО и Финансового университета. Как отмечалось в их докладе, «молодые, повзрослев в сытые годы нефтяной стабильности, уверены, что страну возможностей должно создавать государство». «В массовом сознании ни общество, ни бизнес не способны стать агентами изменений», – утверждают авторы. Увеличивающаяся доля пенсионеров и бюджетников в стране только усиливает эти патерналистские настроения, считают эксперты.

Впрочем, высокий запрос на социальную справедливость отмечается и у российской молодежи. Это подтверждали последние исследования экспертов из Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Российского института стратегических исследований, Высшей школы экономики (ВШЭ). Исследования основывались на опросах молодежи в возрасте 14–35 лет из 43 регионов РФ.

Молодые россияне под достижением социальной справедливости понимали искоренение коррупции (33,2%), а также соблюдение конституционных прав человека (32,7%). Еще около 18% выступали за расширение возможностей для свободного предпринимательства. В то же время только каждый десятый респондент поддержал идею демократического обновления.

Противоречий между смягчением отношения к предпринимательству и ожидания поддержки от государства, возможно, и нет. Так, исследователи из Института социологии РАН и Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН увидели формирование в стране двух разнонаправленных поведенческих установок: часть россиян ощущает себя «кузнецами собственного счастья», а другая считает себя этакими «жертвами обстоятельств» и ждет поддержки от государства. К первой категории традиционно относят представителей таких социальных групп, как молодежь, россиян среднего возраста, со средним и высоким уровнем доходов, специалистов с высшим образованием, а также руководителей и предпринимателей. Для людей с активной жизненной позицией также характерна большая критичность к действующей власти, запрос на перемены и взаимодействие в триаде человек–общество–государство. И наоборот, россияне с неактивной жизненной позицией – это в первую очередь граждане с низким уровнем доходов, без профессионального образования, рабочие и пожилые (см. «НГ» от 14.11.24, от 16.06.25). Эти две группы по-разному воспринимают и проводимую государством экономическую политику.

Эксперты «НГ» также не видят особых противоречий в росте доверия к предпринимателям и запросе россиян на социальную справедливость от государства.

За последние годы предприниматели стали чаще восприниматься не как «эксплуататоры» или спекулянты, а как люди, создающие рабочие места, поддерживающие локальные сообщества и экономику в кризисные периоды, говорит эксперт по бизнес-коммуникациям и развитию предпринимательства группы PRoud. 365 Евгения Истомина. По ее мнению, запрос на социальную справедливость и поддержку от государства не противоречит росту уважения к предпринимателям. «Общество все больше ждет от бизнеса не только прибыли, но и пользы для общества. Получается, что ценится не столько «свобода бизнеса без ограничений», сколько модель партнерства бизнеса, государства и общества, где предприниматели становятся частью решения общих задач», – полагает эксперт.  

«Постепенно происходит смена поколений, и сейчас все больше участников опроса в принципе не имеют представления о том, какой была экономика в советское время, когда легальное предпринимательство и частная собственность практически отсутствовали», – рассуждает аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева.

Завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Дмитрий Завьялов считает важным маркером общественное отношение к предпринимательству. «Этот маркер хорошо показывает, насколько общество готово воспринимать предпринимательство как полноценную профессию и насколько серьезно относится к самостоятельной экономической активности, а также отчасти отражает ту роль, которую предпринимательство играет в экономике, и отношение государства к предпринимателям», – говорит он. Тем не менее, продолжает Завьялов, даже 60% людей, считающих, что предпринимательство приносит пользу, – это мало. «Положительное восприятие предпринимателя во многих странах намного выше: в Казахстане – 83%, в Армении – 74%, в Турции – 75%, в США – 83%, в Индии – 93%, в Германии – 81%», – обращает внимание он.

Руководитель информационного отдела независимого профсоюза «Новый Труд» Мария Коледа считает, что на улучшение отношение к предпринимательству повлиял и рост числа успешных стартапов и малых предприятий, что создает позитивный имидж предпринимателей как создателей рабочих мест и инновационных решений. «Образ предпринимателя сегодня стал более разнообразным: это и владельцы пунктов выдачи заказов, и IT-стартаперы, и крупный социально ответственный бизнес», - добавляет гендиректор КРОС Екатерина Мовсесян. Власти также активно акцентировали внимание на том, что бизнес может быть драйвером социальных изменений наравне с экономическими, говорит эксперт «Полилог» Александр Хазариди.

«Налицо изменение самого образа предпринимателя. Во-первых, произошло формирование предпринимательской идентичности — предприниматели сами стали себя так называть. Во-вторых, люди понимают и видят, что малый и средний бизнес создает все самое интересное и комфортное в их жизни — новые продукты, сервисы, решения. Раньше предприниматель воспринимался как коммерсант, который просто зарабатывает деньги, а сегодня — как человек, создающий новую ценность. Он развивает экономику, придумывает полезные продукты и сервисы, меняет реальность вокруг», - подчеркивает генеральный продюсер образовательных программ для предпринимателей Школы управления «Сколково» Елена Бондаренко.



Читайте также


Появление нового рекламного сбора заметят все

Появление нового рекламного сбора заметят все

Бизнесу придется адаптироваться к дополнительной фискальной нагрузке, перекладывая расходы на потребителей

0
817
Константин Ремчуков. Китай назвал призыв Трампа к переговорам по ядерному разоружению «нерациональным и нереалистичным»

Константин Ремчуков. Китай назвал призыв Трампа к переговорам по ядерному разоружению «нерациональным и нереалистичным»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 01.09.25

0
2236
Кабинет министров даст больше денег центрам «Мой бизнес» в регионах

Кабинет министров даст больше денег центрам «Мой бизнес» в регионах

Михаил Сергеев

Среднее время жизни малого предприятия в РФ – два с половиной года

0
1477
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин и лидеры стран ШОС утвердят стратегию развития организации на ближайшие 10 лет

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин и лидеры стран ШОС утвердят стратегию развития организации на ближайшие 10 лет

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.08.25

0
4910

Другие новости