0
5305
Газета Экономика Интернет-версия

14.08.2025 20:21:00

Россияне отказываются от крупных покупок, но не от пива и конфет

Трансформация торговли происходит из-за растущего интереса к качеству продуктов и здоровому питанию

Тэги: трансформация торговли, потребительские приоритеты, зож, качество питания, стагнация доходов


трансформация торговли, потребительские приоритеты, зож, качество питания, стагнация доходов Покупка украшений уже не в тренде. Фото Евгения Степанова/PhotoXPress.ru

Российские социологи отмечают заметные сдвиги в потребительских приоритетах граждан. Меняются, в частности, списки тех покупок, которые россияне готовы отложить или даже вообще отказаться от них. При этом оформляется и список безусловных приоритетов – то есть тех покупок, от которых потребители вообще не готовы отказываться. Сегодня ни за что россияне не откажутся от качественной еды, лекарств и фруктов. 

При этом полностью готовы отказаться от покупки недвижимости, автомобиля и предметов роскоши. Социологи связывают новые потребительские приоритеты с растущим вниманием населения к своему здоровью, а также к мелким радостям. В эту последнюю категорию попадают легкий алкоголь и сладости. 

Экономисты видят в смене приоритетов признаки стагнации доходов и откладывания на неопределенный срок крупных покупок.

В первую очередь, согласно выводам холдинга «Ромир», россияне готовы полностью отказаться от покупки недвижимости, ювелирных изделий, крупной бытовой техники, приобретения автомобиля, а также покупок смартфонов и планшетов. «Эти крупные, долгосрочные инвестиции при необходимости откладываются на потом», – отмечают социологи. Кроме того, у россиян в июле увеличилась готовность отказаться от дорогих развлечений, косметики и парфюмерии, а также крупной бытовой техники. Отказ от подобных трат уже заметен по динамике реально совершенных покупок. Так, по данным платформы «Чек-Индекс», по итогам первого полугодия число покупок косметики и парфюмерии в стране снизилось на 7% в годовом выражении, а средний чек увеличился на 11%, до 5 тыс. руб. Количество покупок только косметики сократилось за тот же период на 3%, а средний чек увеличился на 10%, до 390 руб. Для сравнения: в 2024 году число покупок косметики и парфюмерии росло. Так, число покупок выросло на 9%, а средний чек увеличился на 12%, до 4 тыс. руб.

Только после отказа от крупных покупок, косметики и развлечений граждане готовы откладывать покупки алкоголя или от систем нагревания табака. Эксперты «Ромир» связывают это и с экономией, и с растущим стремлением россиян к здоровому образу жизни. Впрочем, если от вина и от крепкого алкоголя граждане могут отказаться, то от пива – уже нет. Удивительно, но в условном противостоянии потребления пива и полноценного отдыха с путешествиями – россияне предпочтут пенный напиток, но готовы будут пожертвовать отпуском.

Из официальных данных действительно следует, что в РФ снижается официальная статистика потребления алкоголя на душу населения. Россияне выпивают сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), алкогольных напитков почти в1,5 раза меньше, чем, например, в Белоруссии, Латвии, Грузии и Румынии. Так, в 2007-м россияне, по данным ВОЗ, потребляли в среднем около 15 л чистого спирта в год. А в 2020-х этот показатель снизился до 10,5 л чистого спирта на каждого взрослого жителя старше 15 лет. По данным Минздрава РФ, в России потребление алкоголя за последние пять лет сократилось примерно на 11% (см. «НГ» от 25.06.25).

Впрочем, если анализировать текущее потребление, то сложно утверждать, что потребление крепкого алкоголя сокращается, заменяя собой рост интереса к слабоалкогольным напиткам. Так, в июне-июле 2025 года спрос россиян на пиво упал на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то же время выросли продажи водки и виски – на 35% и 17% соответственно, говорится в исследовании «Контур. Маркета».

Однако в целом в сравнении с прошлым годом спрос на алкоголь по России за летние месяцы снизился на 4% при повышении средней цены на 12%. «В большинстве регионов есть заметное снижение спроса на все виды алкоголя, в ряде случаев спрос упал на 30–40%», – говорится в исследовании. При этом больше всего в РФ поднялась цена на пиво – на 18%, на втором месте по росту цен шампанское – 17%. Стоимость вина поднялась на 16%, водки и коньяка – на 13%, в то же время виски стал дешевле на 7%.

Кроме того, продолжают в «Ромир», россияне также легко обойдутся без питания вне дома и развлечений или ремонта. Однако ни за что не расстанутся со сладким. «Более того, даже отказаться от сигарет россиянам до сих пор легче, чем от сладкого и кофе, что подчеркивает силу привычки и эмоциональной привязанности к этим продуктам, а также является позитивной динамикой в отношении здоровья», – делают вывод социологи.

Что ожидаемо, совершенно не готовы граждане РФ отказаться от продуктов питания, лекарств и фруктов. «Это неудивительно, ведь забота о здоровье и насыщении – фундаментальные потребности, от которых наши сограждане не готовы отказываться ни при каких обстоятельствах», – утверждают социологи.

К похожим выводам приходил и ресурс «Финансовая культура», который является проектом Центробанка. Из их «калькулятора инфляции», в частности, следовало, что чаще всего за последний год люди стали экономить на предметах роскоши: этот вариант выбрали 69% опрошенных. Также чаще всего под сокращение расходов попадали туризм (60%), развлечения (51%), бытовая техника (48%). Кроме того, от роскоши, путешествий, развлечений и электроники россияне оказались более склонны отказываться полностью. Доля выбравших такие варианты ответов – 74%, 47%, 37% и 29% соответственно.

Также указывается, что почти половина (47%) респондентов за прошедший год начали почти всегда отказываться от незапланированных покупок, еще 39% стали это делать время от времени. 10% участников совершают такие покупки, как и раньше.

Большинство (69%) респондентов также экономили с помощью использования скидок и акций, еще 62% участников сократили свои покупки только до самого необходимого. У 62% респондентов снизилось качество жизни из-за того, что им пришлось прибегнуть к экономии, следует из результатов.

При этом эксперты из компании «Яков и Партнеры» ожидают, что и в дальнейшем будет происходить заметная трансформация потребительских привычек. В частности, они ждут смены в паттернах потребления еды: дальнейший рост доли готовой еды и полезных продуктов питания. А «стареющая» структура населения будет смещать активный спрос в сторону здоровья, удобства, сервисов сопровождения и «безбарьерных» решений, полагают эксперты. Уже к 2030 году 40% населения будет старше 50 лет с удельными тратами выше рынка и персональными предпочтениями, подчеркивают в «Яков и Партнеры».

В 2025 году у россиян фиксируется стратегическое переосмысление расходов: покупатели сознательно откладывают «большие» и статусные приобретения, концентрируясь на базовых категориях и качестве жизни «здесь и сейчас», делают вывод эксперты. «Отказ от покупки недвижимости, ювелирных изделий, крупной бытовой техники, автомобиля, а также смартфонов и планшетов – отражает рациональный пересмотр горизонта планирования и отказ от капиталоемких решений под влиянием неопределенности и высокой стоимости финансирования таких приобретений», – полагает доцент РЭУ им. Плеханова Николай Перепелкин.

В «ядре потребительской корзины» устойчиво остаются продукты, лекарства и фрукты – это те потребности, отложить которые невозможно. При этом заметно снизилась готовность отказываться от готовой еды из магазинов и пива, что указывает на важность «малых радостей» и повседневного комфорта, как компенсатора стресса и раздражителей, считает эксперт.

Кроме того, рассуждает он, за последние годы многие пересмотрели сам принцип планирования собственных приобретений. «Смена приоритетов объясняется совокупностью факторов. Во-первых, распространение «осознанного потребления»: больше людей планируют траты, сокращают импульсивные покупки и готовы подождать ради действительно нужного. Новый тренд приобретать действительно полезные вещи, а не «выгодное по акции», усилился за 2023–2025 годы и в 2025-м стал мейнстримом. Во-вторых, высокий ценовой фон в обязательных категориях (продукты, коммунальные услуги, детские товары) объективно перетягивает бюджет на «необходимое», психологически и физически снижая пространство для дорогих покупок и «излишеств», – сообщает Перепелкин.

Он также напоминает о смене финансовой модели поведения россиян. «Население одновременно считает сегодня момент пригодным и для сбережений, и для крупных покупок, но делает их выборочно и с оглядкой на доход от процентов, курс рубля и общую политическую и экономическую обстановку в стране и мире. Это формирует осторожный, растянутый во времени спрос на дорогие товары и заставляет более внимательно относиться и к ежедневным тратам», – замечает экономист (см. «НГ» от 24.07.25). 

Отказ от дорогостоящих покупок и предметов роскоши, по всей видимости, говорит о снижении покупательной способности россиян, что, в свою очередь, связано со значительным ростом цен на недвижимость и автомобили, делает вывод доцент Финансового университета Тимофей Башлыков. «Продукты, в том числе фрукты и овощи, а также лекарства необходимы для удовлетворения витальных потребностей людей. Покупка готовой еды в магазине может свидетельствовать о необходимости экономить время и желании избавить себя от лишних бытовых хлопот», – поясняет он. Тем не менее, рассуждает эксперт, за последние годы действительно произошло смещение потребительских предпочтений жителей страны от крепких спиртных напитков к пиву, тем более что пиво является самым дешевым и доступным видом алкогольной продукции.

«Если допустить, что «Ромир» в своих опросах действительно отражает динамику потребительских предпочтений, то перед нами не что иное, как красивое описание факта «у россиян стало меньше денег, россияне затаились в ожидании», – считает член Генерального совета «Деловой России» Олег Николаев. «Покупка недвижимости вообще выбилась в «антилидеры»; автомобили и крупную бытовую технику тоже откладывают на потом чаще, чем полгода назад. Экономия на питании вне дома, на заказе готовой еды – все это четкие индикаторы роста настороженности потребителей. Зато алкоголь (и в особенности пиво) подрос в популярности. И это тоже понятно. С ним в тумане легче», – рассуждает эксперт.

Руководитель аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев смену потребительских настроений объясняет экономической нестабильностью и снижением доходов. «Рост инфляции заставляет людей пересматривать крупные расходы, все это откладывается из-за высокой стоимости кредитов и стимулирует модель сбережения – люди предпочитают накапливать средства, а не вкладывать в дорогостоящие товары. Можно отметить изменение в структуре потребления: от роскоши к необходимому. Базовые потребности – лекарства, питание в приоритете. Какие-то услуги остаются доступными способами экономии времени, получения какого-то потребительского удовлетворения, а вот техника, автомобили перестают быть статусными символами», – добавляет он. «Без ювелирных изделий и дорогих долгосрочных инвестиций в недвижимость, автомобили можно обойтись. А вот экономия на еде и здоровье, вполне возможно, выглядит для потребителя причиной некомфортных условий жизни», - соглашается доцент Анна Цветкова.

«В ближайшие годы нас ждет интересная трансформация потребительского поведения. С одной стороны, зумеры окончательно вступят в статус зарабатывающего поколения, во многом оказывая влияние на предложения брендов, их продукты и рекламные стратегии. С другой стороны, набирает обороты «серебряная экономика», а женщин в возрасте 45-65 лет и вовсе называют сегодня самыми активными покупателями с самыми серьезными доходами. Ценности этих поколений максимально непохожи: молодежь, выросшая в ситуации доступности товаров и услуг, и поколение Х вместе со старшим слоем миллениалов, испытавших на себе и дефицит, и несколько серьезных экономических кризисов», - отмечает вице-президент по стратегии и новому бизнесу КРОС Ксения Касьянова. «Сегодня зумеры уже составляют значимую долю активных потребителей, и в ближайшие 5–7 лет их вес будет только расти. Влияние их ценностей уже заметно в потребительском поведении — и тренд на отказ от избыточного потребления вряд ли будет краткосрочным. Для этого поколения роскошь не является обязательным атрибутом успеха: важнее здоровье, качество жизни и смысл в тратах», - полагает замгендиректора компании «КД» Александр Смирнов. Зумеры чаще, чем более старшие поколения, готовы сокращать потребление и покупку новых вещей, а также покупать б/у товары, говорит ведущий исследователь Центра устойчивого развития Школы управления Сколково Анастасия Опанасенко.


Читайте также


Москвичи переходят на спортивный режим

Москвичи переходят на спортивный режим

Татьяна Астафьева

Бесплатные занятия по бегу, йоге, фитнессу и другим видам активностей можно посещать и осенью

0
5279
Спортсмены добывают рекорды

Спортсмены добывают рекорды

Татьяна Астафьева

Триатлонисты "Роснефти" продемонстрировали свой уровень подготовки в "Крылатском"

0
9657
Центробанк прощупывает почву для снижения своей ставки

Центробанк прощупывает почву для снижения своей ставки

Михаил Сергеев

Россияне стали есть более качественные продукты, утверждают в ведомстве Набиуллиной

0
4082

Другие новости