0
422
Газета Экономика Интернет-версия

13.11.2025 20:37:00

Импортозамещение оказалось более сложной задачей, чем предполагалось

Пересмотр планов производства отечественных самолетов обещан до конца текущего года

Тэги: импортозамещение, проблемы, авиационная отрасль


импортозамещение, проблемы, авиационная отрасль Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов осматривает легкий самолет «Байкал», к которому появились замечания у потенциальных потребителей. Фото РИА Новости

Постоянные расхождения официальных планов с реальностью стали неприятной приметой современной российской реальности. Падающие на сцене роботы, непостроенные самолеты, невыпущенные процессоры, дефектные сверхдорогие отечественные автомобили – все это создает в обществе совсем необязательный негативный фон. Сложная экономическая обстановка внутри страны и санкционная война Запада действительно осложняют работу отечественных компаний. И в этих условиях каждый успех становится вдвойне ценным. Но шапкозакидательство или частые обещания нереальных будущих успехов уже превратились в самостоятельную проблему. Нужно ли нам провозглашать не обеспеченные ресурсами программы развития или имитировать высокий технологический уровень продукции без достаточных для этого оснований? Достижение технологического суверенитета – это сложный путь длиной в десятилетия, который требует не пиара, а продуманной и настойчивой государственной политики.

Упавший на презентации во вторник первый российский антропоморфный робот с искусственным интеллектом, видео с которым облетело интернет, стал своего рода символом необоснованного российского промышленного пиара. На первый взгляд упавший на презентации «первый российский антропоморфный робот» – это лишь частный случай. Да и мог ли он удивить знакомых с отечественной промышленностью граждан, которые уже видели разбивающиеся о стену грузовые дроны «Почты России» или не имеющие аналогов танки «Армата», космический аппарат «Луна-25» или космического робота Федора? Но, похоже, что поток не сильно впечатляющих промышленных новостей уже привел к качественным переменам в отношении граждан к официальному пиару или к официальным обещаниям.

Три года назад правительство РФ утвердило комплексную программу развития авиационной отрасли, по которой наша промышленность должна была построить к 2030 году 1000 отечественных самолетов. «С учетом успешной реализации программ импортозамещения в 2022–2030 годы предусматриваются поставки 1036 самолетов для нужд гражданской авиации, из них 142 единицы SSJ-NEW, 270 единиц МС-21–310, 70 единиц Ил-114–300, 70 единиц Ту-214, 12 единиц Ил-96–300, 140 единиц ТВРС-44 «Ладога», 178 единиц Л-410 и 154 единицы «Байкал», – такой текст сохранился на официальном правительственном сайте. Хотя еще в момент утверждения этой амбициозной программы многие специалисты указывали, что она не обеспечена ни финансовыми, ни технологическими, ни кадровыми ресурсами.

По этой программе к концу текущего года авиакомпании уже должны были, в частности, получить 18 новых импортозамещенных самолетов МС-21 или почти три десятка самолетов «Байкал» для замены Ан-2 на местных линиях. Однако сегодня граждане слышат, что эти самолеты еще не вошли в серию, а их реальные характеристики не отвечают исходным требованиям.

«Вы знаете, что у нас велась работа по разработке малого самолета «Байкал». Она на сегодняшний день зашла в тупик. То есть самолета «Байкал» у нас не ожидается», – сообщил в мае этого года вице-премьер и полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Оказалось, что новый самолет не только стал вдвое дороже, но и ему необходимы в два раза более длинные взлетные полосы, которых просто нет на многих аэродромах. Ответственные за программу самолета «Байкал» чиновники Минпромторга, естественно, объявили, что «эффективность доработок легкого самолета «Байкал» подтверждена», опытно-конструкторские работы по нему продолжатся, поскольку они уже оплачены из бюджета.

Похожие расхождения обещаний с реальностью могут происходить сегодня и с самолетом МС-21. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) обновила официальные данные о технических характеристиках самолета МС-21, который собирают сегодня на Иркутском авиазаводе. В частности, дальность полета для версии МС-21–310 в двухклассной компоновке на 175 пассажиров теперь составляет 3830 км вместо прежних 5100 км. Об этом в начале недели сообщили российские газеты.

Новая дальность полета самолета МС-21 «в значительной степени» покрывает потребности отечественных перевозчиков, поскольку 80% пассажиропотока в России приходится на авиамаршруты протяженностью до 3 тыс. км, сообщили ТАСС в пресс-службе госкорпорации «Ростех». 

В госкорпорации отметили, что в части дальности полета самолет соответствует изначальному техническому заданию Минпромторга РФ от 2009 года – 3500 км при 180 пассажирах. При этом любой самолет, который создается с «нуля», эволюционирует в процессе эксплуатации и доработок.

214-4-3480.jpg
Второй импортозамещенный образец
российского самолета МС-21 поднялся в небо
в конце октября 2025 года. 
Фото Министерства промышленности
и торговли РФ/Reuters
В настоящее время испытания частично импортозамещенной версии самолета продолжаются. Так, второй импортозамещенный образец российского самолета МС-21 поднялся в небо в конце октября 2025 года, на борту тестировалась работа новых отечественных систем и двигателей ПД-14. На самолете было заменено большинство импортных комплектующих и систем на отечественные, сообщили разработчики.

Чиновники, промышленники и простые граждане, похоже, теперь осознают, что быстро начать выпускать в нашей стране аналоги лучших западных промышленных образцов – очень не просто. Об этом понимании, вероятно, свидетельствует и изменение отношение властей к лозунгам импортозамещения.

Постановлением правительства России правительственная комиссия по импортозамещению преобразована в правительственную комиссию по промышленности. Подписанное премьером Михаилом Мишустиным постановление размещено в понедельник на официальном портале правовой информации.

Официально обещан и полный пересмотр всей программы гражданской авиации. Обновленная комплексная программа развития авиационной отрасли (КПГА) ожидается ближе к концу 2025 года, заявил в сентябре глава Минпромторга РФ Антон Алиханов. «Соответственно, планы производства будут учитывать принятые корректировки», – объяснил министр. 


Читайте также


Утверждена стратегия реабилитационной индустрии до 2030-го

Утверждена стратегия реабилитационной индустрии до 2030-го

Ольга Соловьева

Правительство поддержит также выведение новых сельскохозяйственных сортов в РФ

0
1409
Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
3836
Между ведомствами затерялось государственное имущество на сотни миллиардов рублей

Между ведомствами затерялось государственное имущество на сотни миллиардов рублей

Михаил Сергеев

Уровень беспорядка в учете изъятой коррупционной собственности, вероятно, выше, чем считают аудиторы

0
2606
Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Екатерина Трифонова

Онлайн-формат административного производства не избежал дефектов технического характера

0
2449

Другие новости