Аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов отметил, что система приоритетных инвестиционных проектов не обеспечивала развитие лесного комплекса. Фото с сайта www.council.gov.ru
Российские власти помогают предприятиям лесного комплекса преодолеть кризис с помощью льгот, стимулов и ослаблений административных требований. Но восстановить объемы производства будет непросто. В правительстве ожидают, что спад в лесопромышленном комплексе будет продолжаться еще как минимум два года. Аудиторы Счетной палаты оценили потери бюджета из-за льготной аренды лесных участков в 26 млрд руб. При этом почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов.
Российский Минпромторг прогнозирует спад производства в лесопромышленном комплексе в 2026–2027 годах еще на 20–30%. В текущем году, по последним данным Росстата, сокращение объема лесозаготовок, за некоторыми исключениями, не превышает 3–4%. За три квартала 2025 года заготовки хвойных пород были на 2,7% ниже прошлогодних показателей. Производство лиственных лесоматериалов снизилось на 3,3%, а заготовка топливной древесины снизилась на 6,7%.
Падение объемов производства в российском лесопромышленном комплексе (ЛПК) в 2025 году наблюдалось по всем основным видам продукции: пиломатериалы, фанера, целлюлоза и др. В следующие два года при сохранении или ухудшении текущих экономических условий понижательный тренд может продолжиться, считают в Министерстве промышленности и торговли РФ.
«В 2025 году мы наблюдаем существенное снижение уровня производства продукции. При этом ввиду усложнения геополитической ситуации, по нашей оценке, в 2026–2027 году эта ситуация может продолжиться. При самом худшем сценарии мы предполагаем, что будет на уровне 20–30% снижение объемов производства, и стараемся помогать предприятиям, чтобы этого не произошло», – заявил замглавы Минпромторга Михаил Юрин. К основным негативным факторам для отрасли он отнес «дальнейшее сохранение ключевой ставки, усиление санкционного давления, дальнейшее укрепление или текущее состояние крепкого рубля к доллару и закрытие оставшихся экспортных рынков из-за вторичных или третичных санкций». Сокращение экспорта отечественного лесопромышленного комплекса по отношению к базовому 2021 году чиновники оценивают на текущий момент в 9,8 млрд долл.
Еще в феврале текущего года президент РФ Владимир Путин предлагал увеличить поддержку российских лесопереработчиков, которые испытывают сложности с поставками своей продукции на экспорт.
«Нужно поддержать тех, кто работает в этой сфере, имея в виду, что есть сложности на мировых рынках и с реализацией продукции. Поэтому нам нужна переработка внутри страны, что отвечает нашим стратегическим целям», – отмечал глава государства.
Вопросы поддержки лесопромышленного комплекса в начале года обсуждала подкомиссия по повышению устойчивости финансового сектора и отраслей экономики, которой руководит вице-премьер Александр Новак.
На заседании совета по вопросам развития лесного комплекса при Совете Федерации Михаил Юрин перечислил желательные меры поддержки отрасли, помимо отказа от экспортной пошлины на пиломатериалы. «Это разрешение арендаторам использования общедоступных полезных ископаемых. Один из ключевых посылов, который есть у отрасли, и мы его разделяем, – отрасли необходимо понимание, какой в следующие 5–10 лет будет регуляторика. Какой будет фискальная нагрузка, какой будет тарифная политика, для того чтобы спрогнозировать свои текущие операционные планы, капитальные затраты, которые могут компании понести», – объяснял чиновник.
|
|
На заседании совета по вопросам развития лесного комплекса при Совете Федерации рассматривались меры поддержки отрасли. Фото с сайта www.irkobl.ru |
Замглавы Минпромторга заявил об успешной реализации ряда приоритетных инвестиционных проектов (ПИП) в отрасли. К ним чиновник отнес проект модернизации целлюлозно-бумажных комбинатов с объемом инвестиций 2,3 млрд руб., а также строительство новых предприятий в Вологодской области с общими инвестициями около 7 млрд руб.
Однако у Счетной палаты не столь радужный взгляд на практику реализации так называемых приоритетных инвестиционных проектов. Так, потери бюджета от льгот по арендной плате лесных участков составили почти 26 млрд руб. ПИП как мера господдержки лесной отрасли реализуются с 2008 года. В рамках данного механизма предприятиям лесопромышленного комплекса на льготных условиях предоставляются в аренду лесные участки для заготовки древесины. При этом организации обязаны создать или модернизировать лесоперерабатывающую (лесную) инфраструктуру, вложив в нее установленный объем инвестиций.
«Несмотря на льготы, предприятия не обеспечивают эффективное использование предоставленных им лесных ресурсов: не осваивают расчетную лесосеку и не перерабатывают древесину в запланированных объемах. Более половины заготовленной древесины реализуется в необработанном виде, а процент освоения лесных ресурсов, выделенных под ПИП, с 2015 года не превышает 60%», – заявил аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов.
К началу 2025 года в стране завершено 140 инвестпроектов, при этом в 69% из них не достигнуты установленные показатели по объему и видам выпускаемой продукции. Примечательно, что после завершения ПИП государство утрачивает контроль за выполнением инвесторами обязательств по переработке лесного ресурса, тогда как предприятия продолжают пользоваться лесом в льготном порядке еще следующие 49 лет.
«Полученные результаты говорят о том, что приоритетные инвестпроекты не стали результативной мерой господдержки лесного комплекса», – утверждает аудитор Сергей Мамедов. С начала реализации программы поддержки в перечень ПИП было включено 285 проектов в 41 субъекте РФ. Проверка показала, что треть проектов впоследствии была исключена из льготного перечня по причине невыполнения инвесторами заявленных обязательств по созданию или модернизации производственных мощностей, сообщили в Счетной палате (СП).
Решения о предоставлении лесов в аренду принимаются при отсутствии перспективного планирования развития территорий и направлений лесного сектора, а также без оценки внутреннего и внешнего спроса на производимую продукцию, отмечают в СП. Кроме того, на федеральном уровне отсутствуют единые значения целевых показателей критериев для включения в перечень ПИП. В результате регионы применяют разные подходы к оценке проектов, а также к утверждению проектов, не являющихся, по сути, приоритетными, утверждают аудиторы.
Помимо системных проблем и недостатков аудит СП также выявил многочисленные нарушения, допущенные федеральными и региональными органами власти при реализации инвестпроектов. Среди них – необоснованное включение проектов в перечень приоритетных, продление и завершение проектов без достаточных оснований, неприменение мер ответственности к инвесторам за невыполнение обязательств по договорам аренды, некорректное начисление арендной платы и др.
В целом по итогам проверки Счетная палата пришла к выводу, что для повышения результативности ПИП и более эффективного использования лесных ресурсов необходимо пересмотреть критерии оценки ПИП, которые применяются при отборе проектов. Аудиторы предлагают также установить количественные и качественные параметры их реализации, а также порядок и основания для изъятия лесных ресурсов.
Соответствующие предложения направлены Счетной палатой главе российского государства. Глава «Рослесхоза» Иван Советников в прошлый четверг сообщил, что в Госдуму внесен законопроект, который позволит сдавать в аренду лесные участки без актуальных материалов лесоустройства. По этому законопроекту в течение трех лет арендатор будет обязан провести лесоустройство за свой счет. Это позволит повысить инвестиционную привлекательность лесов, а также увеличит поступления в бюджет, обещают чиновники.
