Фото сайта medscangroup.ru
Евгений Туголуков, основатель и ключевой бенефициар группы «Медскан», неожиданно изменил структуру владения активом. Согласно сообщению информагентства Cbonds от 16 января 2026 года, бизнесмен перестал владеть своими 50% акций напрямую. Теперь этот пакет находится на балансе малоизвестного АО «Медицинский актив», которое, в свою очередь, по данным сервиса Rusprofile, подконтрольно самому Туголукову. На первый взгляд – техническая перестановка. Но если присмотреться к финансовому состоянию новой «материнской» компании и вспомнить о колоссальных долгах «Медскана», схема похожа на подготовку путей отхода.
Маневр перед бурей
С 29 декабря 2025 года Туголуков, как сообщает «Агентство бизнес новостей», перевел принадлежащие ему 79,39 млн голосов (50% уставного капитала АО «Медскан») в так называемое «косвенное владение». Как правило, перед IPO компании стремятся сделать структуру максимально прозрачной для инвесторов, ликвидируя лишние прослойки. Туголуков же, похоже, делает ровно наоборот: создает дополнительный «буфер» между собой и операционным бизнесом.
Для чего основателю компании могло понадобиться усложнять структуру управления накануне выхода на биржу, когда прозрачность – главное требование регулятора и инвесторов? Ответ, вероятно, кроется не в стратегии развития, а в стратегии защиты личных активов.
Перевод своей доли на свою же компанию АО «Медицинский актив» идеально укладывается в схему снижения рисков субсидиарной ответственности. Напомним, «Медскан», как сообщало издание «Наша версия», отягощен долгами, превышающими 30 млрд рублей, а проценты по последним займам превышают маржинальность бизнеса.
В случае банкротства компании кредиторы первым делом идут к прямому акционеру. Если акционером является физическое лицо, добраться до его личного имущества проще. Если же акционером выступает юридическое лицо, то в случае финансового краха «Медскана» удар придется принимать на себя этому юрлицу. Чтобы пробить этот «корпоративный щит» и добраться до конечного бенефициара, кредиторам придется пройти долгие и сложные судебные процедуры по доказыванию статуса «контролирующего должника лица».
Передав свою долю, Туголуков, похоже, выстраивает линию обороны: АО «Медицинский актив» станет «громоотводом» для любых финансовых претензий, в то время как сам бизнесмен формально останется в стороне.
Токсичное партнерство для «Росатома»
При этом второй акционер «Медскана» – госкорпорация «Росатом» – владеет своими 50% акций напрямую (через дочернюю компанию АО «Атомэнергопром»). В новой конфигурации получается опасный дисбаланс ответственности: «Росатом» владеет акциями АО «Медскан» напрямую, а значит, несет репутационные и финансовые риски в полном объеме как платежеспособный государственный гигант. Туголуков же владеет акциями через «прокладку», что снижает его ответственность перед банками и держателями ценных бумаг. В случае дефолта «Медскана» кредиторы с большей вероятностью смогут атаковать именно «Росатом» как понятный и платежеспособный субъект.
Отдельного внимания заслуживает сама компания-держатель – АО «Медицинский актив». По данным СПАРК, этот актив на протяжении последних трех лет терпит убытки. Согласно ст. 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», если стоимость чистых активов общества становится меньше его уставного капитала по окончании второго и каждого последующего финансового года, общество обязано объявить об уменьшении уставного капитала или ликвидироваться.
Использование в качестве акционера крупной публичной компании структуры, которая по закону может подлежать принудительной ликвидации из-за отрицательных чистых активов, – нонсенс с точки зрения корпоративного управления. Это может быть подтверждением версии о том, что АО «Медицинский актив» рассматривается как временная, «фасадная» конструкция. Ее задача – не управлять развитием медицинской сети, а при необходимости принять на себя возможный удар и не допустить взыскания долгов с личных счетов Евгения Туголукова. Вопрос лишь в том, понимают ли в «Росатоме», что их партнер таким образом “упаковал чемоданы” и если что - сможет легко покинуть тонущий корабль?

Комментировать
комментарии(0)
Комментировать