Фото pixabay.com
Тысячелетняя история убедила людей, что стабильность институтов и прописанные правила намного лучше хаоса и произвола. Монархия лучше, чем междоусобные войны. А свод законов и соблюдаемых правил лучше, в свою очередь, чем правление царя-самодура. Поэтому в развитых странах стараются не переписывать Конституции, не выворачивать системы власти и не менять базовые условия для экономики. Правители и население, как правило, осознают самоценность стабильных правил. И не разрушают эту стабильность ради сиюминутных выгод.
В России же все иначе. Многие десятилетия (если не столетия) российские власти меняют правила и пересматривают свои же обязательства. В результате условия жизни в нашей стране больше похожи на перманентный хаос. Переписывание правил, злоупотребление доверием или прямой обман населения давно стали в у нас национальным видом спорта. Девальвации, деноминации, дефолты, отмены пенсий, госзаймы, списание советских сбережений, чеки «Урожай», «народные IPO», создание, ликвидация и растрата национальных фондов – как только не уничтожало государство доверие к себе со стороны населения и бизнеса.
Но для каких великих целей совершались эти манипуляции? Где те достижения экономики, ради которых требовалось уничтожать институты доверия в обществе? Похоже, что нет таких достижений, которыми нам можно было бы гордиться перед потомками. Главным мотивом очередного государственного обмана было лишь примитивное желание заткнуть локальную финансовую или экономическую дыру.
Но ведь финансовые и экономические дыры как раз и возникают там, где нет стабильных условий развития. Если значительная часть экономики функционирует по правилу – обмани ты государство или оно обманет тебя, то о стабильном развитии можно только мечтать. Удивительно, но о долгосрочном развитии или о «длинных деньгах в экономике» мечтают те же люди, которые и разрушают доверие к государственной политике, постоянно переписывая правила под себя. Так, глава Минфина Антон Силуанов объясняет, что «для роста экономики необходимо привлечение длинных денег», источником которых должны стать пенсионные инвестиционные накопления «наших граждан». Но где те самые «наши граждане», у которых еще сохранилось доверие к государственному накопительному полю чудес? Разве «наши граждане» не видят, как власти смело распоряжаются пенсионными накоплениями или девальвируют рубль ради видимости благополучия бюджетной системы?
Не прочь поговорить о «длинных деньгах» из карманов населения и нынешний глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Но ведь именно он добился переформатирования Фонда национального благосостояния из пенсионного инструмента в новый антикризисный запас правительства. Таким образом, ради пополнения резервов чиновники оперативно провернули пенсионный дефолт и перекроили суверенный пенсионный фонд, который не проработал в российских условиях по прямому назначению и 10 лет. Кто теперь из граждан решится доверить правительству свои накопления, если оно само отказывается от долгосрочных экономических институтов?
Необходимо стимулировать появление «длинных денег» в экономике, призывают премьер Дмитрий Медведев и глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Но настоящие «длинные деньги» – это результат доверия к неизменным правилам, которое наши финансовые власти как раз и разрушают. При огосударствлении банковской системы и экономики в целом рассчитывать на появление частных долгосрочных сбережений не приходится. Для их появления чиновникам нужно в течение многих лет убеждать население, что государство работает ради благосостояния, преумножения накоплений граждан и стабильного роста экономики.
комментарии(0)