Фото pixabay.com
Уфимский рэпер Face, он же 21-летний Иван Дремин, выпустил альбом с остросоциальными, политическими текстами. Те, кто следит за его творчеством, замечают, что раньше он таких тем не касался. Более того, это далеко не первый политически окрашенный релиз в русском рэпе за последнее время.
Называть русских рэперов «кумирами молодежи» означает прибегать к штампам. Тем не менее вполне очевидно, что такие исполнители ориентированы на молодую и даже очень молодую аудиторию, своих ровесников. Они чувствуют пульс этой музыки, им близка такая подача текста, а политические смыслы, как оказывается, ими востребованы.
Российскую молодежь едва ли стоит считать аполитичной. Ей скорее не всегда хватает форматов, в которых интерес к политике может быть выражен. Музыка, рэп – один из таких форматов. Сама же политическая система избыточно контролируется властью. Такому положению вещей можно сопротивляться, но для этого возрастного драйва мало, а нужен еще и некоторый авантюризм. Можно также встроиться в систему через одно из молодежных движений. Но это лишь один из способов сделать карьеру.
Молодых людей интересуют качество жизни и образ жизни. Отличие от предыдущих поколений – в понимании того, что является стандартом. Например, стандарт – это доступный Интернет. Любые попытки его ограничить встречают недовольство, а в перспективе – сопротивление.
Другое дело, что молодежь далеко не всегда готова, умеет или считает нужным защищать привычные стандарты жизни политическими методами. Политика – это участие в борьбе за власть, желание определять нормы, по которым живет общество. В этом смысле показательной является история с блокировкой мессенджера Telegram. Распространенной формой сопротивления этому решению стал обход блокировки, а вовсе не массовые митинги на улицах российских городов. Молодые люди, а также люди постарше, но разделяющие их жизненные стандарты, предпочитают переигрывать неповоротливую государственную машину, а не менять ее.
Еще один способ сопротивления – мобильность. Молодые люди привыкли к тому, что мир открыт. Если их талант и образование не востребованы, они предпочитают уезжать, а не менять условия. Это свойственно не только развивающимся странам с закрытыми или относительно закрытыми политическими системами, но и вполне сформировавшимся конкурентным демократиям с неподвижным истеблишментом.
Реакция молодежи, которая остается в стране, на стагнацию политической системы бывает разной. Например, это радикализация – левая или даже религиозно-консервативная, как в некоторых исламских регионах. Другой вариант – политический нигилизм, демонстративная поддержка антисистемных фигур. Еще один вариант – это конформизм, поддержка власти.
Четкой корреляции между молодостью и либеральными ценностями нет, тем более что в России под либерализмом часто понимается прозападная ориентация и только. Молодежи часто свойственны левые взгляды. Это характерно и для западных стран. Молодых людей в левых партиях привлекает не только идея социально-этической свободы, что характерно для Европы и США, но и принцип государственных гарантий. Они довольно важны для тех, кто начинает самостоятельный путь в жизни, получает образование, создает семью.
Молодежи, в том числе и российской, свойственна критичность. Но в том, что и она преимущественно голосует за Путина, нет парадокса. Власть в России вполне «левая» и держит свой электорат за счет гарантий.
Критическая масса молодежи, способная изменить систему, может сформироваться. Для этого достаточно, чтобы консервативные силы и структуры безопасности начали определять образ жизни всех граждан, а государство не стало бы этому препятствовать. Пока этого не происходит, власти удается удерживать молодежь на нынешнем, комфортном для себя уровне политизации.
комментарии(0)