Фото сайта president.gov.by
На разрыв отношений двух стран, ближе которых еще два десятка лет назад, на территории нынешнего постсоветского пространства, казалось, никого не было, бывшие союзные республики, а также партнеры по СНГ не отреагировали. Как в 2008 году на события в Южной Осетии. Москва не дождалась сочувствия, а Киев – открытой поддержки. На соответствующий указ президента Украины не откликнулись, как можно было ожидать, в Кишиневе и Тбилиси, которых связывает с Киевом обязательство вместе бороться с «российской угрозой». Промолчали в Баку, Ереване, Астане и во всех столицах Средней Азии. Но удивительнее всего то, что ни слова по поводу уже официального развода Украины с Россией не сказал третий «брат» славянской тройки – Александр Лукашенко. Ситуация у него деликатная: хочешь – не хочешь, а придется выбирать между братскими народами и их лидерами. А это как в русской сказке: пойдешь налево или направо – все равно потеряешь. Лукашенко, правда, присмотрел третий путь – в Евросоюз, но переходный период все же надо будет пережить. Желательно – с наименьшими для Минска потерями.
Хотя то, что Лукашенко успел заявить раньше, говорит о многом: «Я всегда был за единство и целостность Украины. Украина должна быть единой. Мы, белорусы, в этом заинтересованы, и лично я тоже… Боевиков, которые воюют против украинцев, надо уничтожать». Речь, понятно, идет о Донбассе. Понятно и то, кого имел в виду белорусский лидер под «боевиками». Следует отметить, что за речами последовали дела: с началом событий в Украине в Белоруссии активизировалась политика белорусизации, начались преследование воевавших в Донбассе добровольцев и аресты пророссийских журналистов, потеплели отношения с Западом и участились выпады в сторону России. Это было замечено как в Москве, так и в Брюсселе. Кремль, понимающий, что Белоруссия прикрывает Россию с Запада, не может позволить себе оголить это направление. Потому не озвучивает свои мысли. Лукашенко, надеющийся на очередной российский кредит, не хочет его потерять. И тоже старается не наговорить лишнего.
Известно, что в понедельник президент Порошенко подписал указ о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ. Документ был подписан президентами Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой 31 мая 1997 года. Он закреплял принцип стратегического партнерства между странами, нерушимость существующих границ и принцип уважения территориальной целостности. Киев полагает, что РФ нарушила все пункты договора. Действие документа прекратится 1 апреля следующего года.
МИД РФ заявил, что решение президента Украины Петра Порошенко расторгнуть договор о дружбе с Россией демонстрирует его готовность «с легкостью разрушать все то, что нарабатывалось годами и десятилетиями». МИД выразил уверенность, что нынешний кризис в отношениях России и Украины «неизбежно будет преодолен».
Но когда это случится, не знает никто. И сегодня в столицах Содружества думают, что будет дальше. Молдавское правительство радуется своему европейскому выбору. Следует ожидать, что Кишинев усилит антироссийскую риторику. По крайней мере до парламентских выборов в феврале будущего года. В новых реалиях борьба левых (пророссийских) и правых (проевропейских) партий за электорат ужесточится.
В странах Средней Азии промолчат относительно отношений Киева с Москвой, но будут развивать связи с Россией, где большой рынок сбыта и рабочей силы, а также с Западом. Как это успешно делает Узбекистан. Попытки выйти за евразийские горизонты предпринимают и другие страны. Например, Туркмения, президент которой собирается с визитом в США. В СНГ понимают: мир не стоит на месте. Поэтому в странах Содружества многовекторность внешней политики станет формулой выживания. Ситуация в Украине, которая разрезала пуповину с Россией, активизирует этот процесс.
комментарии(0)