Пресс-конференция по итогам переговоров президента России Владимира Путина с Федеральным канцлером Австрии Себастианом Курцем. /Кадр из видео/kremlin.ru
Едва завершилась скромная на первый взгляд рабочая поездка министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Берлин, как президент Владимир Путин принял в Петербурге на Российской энергетической неделе федерального канцлера Австрии Себастьяна Курца. В том же городе на Неве в эти же дни «Газпром» подписал солидный газовый контракт с крупнейшим австрийским энергетическим гигантом OMV. Речь идет о разработке крупного газового месторождения в Уренгое, в котором австрийцы будут участвовать. В этом плане они идут по стопам немецкого нефтегазового концерна Wintershall, который, объединившись с другой крупной немецкой нефтегазовой компанией Dea, намерен, судя по всему, активизировать свое участие в российских проектах. Излишне при этом говорить, что как немцы, так и австрийцы финансируют проект «Северный поток – 2», о котором Лавров говорил в Берлине с германским министром иностранных дел Хайко Маасеном, а Путин – с австрийским канцлером.
Внешне подобная активность очень напоминает 70-е годы прошлого века, когда наперекор Соединенным Штатам немцы пошли на невиданный по тем временам контракт, который вошел в историю как сделка «газ в обмен на трубы». Не случайно на одном из международных форумов глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный заявил, что «нефтегазовая отрасль может выступить в роли надежной основы стратегического сотрудничества. Такой тип сотрудничества выстроен нами на европейском направлении, он пережил самые тяжелые времена, включая холодную войну. В самых неблагоприятных обстоятельствах наша страна проявляет себя как надежный партнер в деле обеспечения энергетической безопасности».
Он подчеркнул, что Россия рассматривает своих партнеров не только и не столько как покупателей наших энергоресурсов или поставщиков оборудования: «Мы нацелены на инвестиционное и технологическое сотрудничество, обмен активами, создание совместных инфраструктурных проектов. Примеры такого сотрудничества уже есть, и их с каждым годом становится все больше». Правда, тогда речь шла о партнерах из Азии. Но этот подход становится принципиальным для Москвы, когда речь заходит о преодолении санкционного давления и организации отпора США.
История действительно повторяется. Но на этот раз Россия в обмен на газ, который пойдет в Европу по трубопроводу «Северный поток – 2» получит технологии для ведения разработки газовых полей на больших глубинах и в условиях вечной мерзлоты.
Политическая составляющая обоих визитов также связана во многом с бизнесом. Ведь и в Берлине, и в Петербурге речь шла о проекте «Северный поток – 2», который администрация Дональда Трампа пытается остановить. Россия получила заверения о намерении Европы противостоять Трампу. Как Путин, так и Лавров настойчиво призывали своих высокопоставленных собеседников положить конец «блоковому мышлению». На свет вытащена несколько подзабытая после событий 2014 года концепция единой Европы от Лиссабона до Владивостока. Время для ее реализации представляется благоприятным. Ведь именно Австрия во второй половине года будет председательствовать в ЕС. А как известно, канцлер Курц неоднократно призывал своих европейских партнеров положить конец «блоковому мышлению» и высказывался за смену вектора в отношениях с Россией.
Насколько немцы и австрийцы готовы к смене антироссийского курса, станет известно уже скоро. Не случайно в Европе нарастает мощное популистское движение как справа, в лице немецкой «Альтернативы для Германии» и австрийской Партии свободы, так и слева – под лозунгом возрождения Германии, который провозглашает созданное видным деятелем немецкой Левой партии Сарой Вагенкнехт левое популистское движение. На знаменах этих движений написан лозунг, который их объединяет, – покончить с антироссийскими санкциями.
комментарии(0)