0
3094
Газета От редакции Интернет-версия

09.01.2019 20:24:00

Культуру упакуют в многофункциональные кластеры

Каких затрат потребует новая региональная инфраструктура и кто ее будет спонсировать, пока неясно

Тэги: культура, нацпроекты, культурные кластеры, музеи


культура, нацпроекты, культурные кластеры, музеи О макетах культурно-образовательных комплексов в Приморском крае президенту рассказывает Олег Кожемяко. Фото сайта kremlin.ru

В начале года российские власти сделали несколько шагов по оптимизации музейной сферы. Владимир Путин под личный контроль взял строительство культурных кластеров, образовательных и музейных комплексов, которое обозначено как один из приоритетов в нацпроекте «Культура», и впервые появилось в прошлогоднем Послании Федеральному собранию. Теперь президент провел совещание в Калининграде – с губернатором области, а также с его коллегами из Владивостока, Кемерова и Севастополя. Эти пограничные зоны должны стать первыми регионами, где разовьют новую модель инфраструктуры для страны. С одной стороны, должно наладиться присутствие ведущих культурных институций – так, в работе музейного комплекса Калининграда примут участие Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей, Большой театр откроет свой филиал. С другой – должны появиться свои учреждения: музыкальные, хореографические, театральные школы.

У каждого региона будет свой вид выставочных и сценических пространств, своя специфика развития творческих школ. К концу первого квартала наступившего года обещают подготовить техническую и ценовую экспертизу проектов, открытие учебных центров анонсируют к 2020-му, кластеров – к концу 2023-го. Возможность познакомиться с мировыми шедеврами, которые есть в распоряжении ведущих российских музеев, увидеть известных артистов – все это должно качественно изменить жизнь провинции в будущем, способствовать более полному участию в культурной жизни страны и мира. С вопросом международного сотрудничества связан еще один здравомыслящий шаг – Дмитрий Медведев подписал постановление о том, что музеи, хранящие и экспонирующие культурные ценности, наконец освобождаются от таможенных пошлин и налогов. Это позволит российским музеям непрерывно вести выставочную деятельность с участием иностранных партнеров и поддерживать межгосударственный культурный обмен. На этом фоне можно говорить и о потенциальном потеплении в выставочном сотрудничестве между РФ и США, ныне замороженном из-за санкций. Новый глава Национальной галереи США при назначении подтвердила, что готова добиваться возобновления обменов с российскими музеями. На февраль запланирована российско-американская конференция в Далласе, где будет сделана попытка вернуться к соглашению, которое бы позволило защитить российские культурные ценности на территории Штатов, возобновятся переговоры с Госдепом.

Музейная сфера и культура в целом в РФ активно развиваются, хотя, конечно, есть на что равняться, например, развитие культуры в Англии даже опережает темпы ее экономики. Музеи же в России вынуждены выживать в сложных условиях. Выставочные проекты сегодня зачастую возможно реализовать только на спонсорские средства, так как бюджетных дотаций хватает лишь на зарплаты. Но государственно-частное партнерство и меценатство у нас  развиваются медленно.

Вопрос, чем заполнять новые площадки, наверное, не стоит. Музеи, наоборот, часто жалуются, что хранится у них излишне много. Остается вопрос «как?».  Будет ли предусмотрен дополнительный бюджет на новую выставочную деятельность? Насколько государство готово поддержать новоявленные институции не только в плане строительства, но и на уровне финансовой помощи в создании крупных, оригинальных выставочных проектов. Организация выставки – это транспортировка культурных ценностей, свет, климат-контроль, каталог, сценография пространства, то есть целый проект за большие деньги. К примеру, ретроспектива Верещагина обошлась Третьяковке в 30–32 млн руб. Не ляжет ли это опять грузом финансовой ответственности на сами музеи? Есть и еще один вопрос – смогут ли кластеры создавать собственный уникальный экспозиционный продукт или столичным музеям придется возить по стране свои выставки-блокбастеры? Так, на 2019 год Минкульт уже заявил передвижную выставку Айвазовского, которая отправится в Феодосию.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Возможен ли промышленный рост за пределами госзаказа

Возможен ли промышленный рост за пределами госзаказа

Анастасия Башкатова

Индустриальная развилка: нацпроекты – стимул, денежно-кредитная политика – тормоз

0
11715
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14036
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
16174
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9113

Другие новости