0
3913
Газета От редакции Интернет-версия

03.03.2019 16:48:00

Как общество ищет врагов на ниве искусства

Скандалы вокруг театральных постановок снова в тренде

Тэги: театр, скандалы, дагестан, антреприза, калининград, кантград


театр, скандалы, дагестан, антреприза, калининград, кантград Фото Pixabay.com

Театр вновь становится общественным раздражителем. Только за последнее время разгорелось два локальных скандала в разных концах России, сигнализирующих о том, что поборники модного сегодня морально-патриотического направления в «просвещении» общества отнюдь не дремлют.

В Дагестане после гастролей столичной антрепризы, которая сыграла в Махачкале спектакль по итальянской бульварной комедии, общественность с подачи неофициального лидера республики, бойца Хабиба Нурмагомедова, разразилась «праведным гневом». Уже после того, как антреприза собрала свои залы заинтересованных зрителей и уехала, без эксцессов проведя выступления, в Сеть был выложен снимок, на котором отражен эротический эпизод – актриса выходит на сцену в нижнем белье. Снимок породил волну обвинений труппы в оскорблении дагестанского народа и его нравственных устоев и традиций. Спектакль постфактум быстро приобрел статус «унизительного», «развратного» и «порнографического», а общественная агрессия вылилась в интернет-угрозы участникам постановки.

В Калининграде гастроли московского Театра.doc обернулись скандалом с другим известным лозунгом – «очернение исторической памяти русского народа». В русофобии региональная общественность обвинила команду документального спектакля «Кантград», рассказывающего о послевоенной жизни немецкого города, который перешел после Второй мировой войны к СССР. Сложная ситуация взаимоотношений победителей и побежденных, которая привела к противостоянию уже в мирной жизни, – то, что отражено в постановке, было воспринято как намеренная демонстрация «издевательств и зверств советских людей над немцами», «оскорбления одной нации за счет другой» с целью «опорочить память воинов и прошлое России». Причем развитие подобной идеи зашло далеко – начали искать «иностранных агентов», которые стали пособниками в организации гастролей спектакля – «антироссийской провокации». Отклик последовал в анонимных статьях и разоблачительных собраниях в духе 30-х годов.

Безусловно, публика имеет право на свое суждение, так же как и общество – в последнее время, правда, все больше теоретически – владеет правом протестного высказывания. Однако давно уже конфликт театра и негативно настроенной публики вышел за рамки эстетической дискуссии и перешел в плоскость нравственного (патриотического, религиозного) наставничества. Театр стал благодатной почвой для подобных баталий.

Со времен «дела «Тангейзера» в 2015 году  в сфере культуры снова стала насущной фраза «не читал, но осуждаю». Разъяренная общественность и в Дагестане, и в Калининграде по большей части не была реальной публикой осуждаемых театральных произведений. И ведь именно такие люди, тогда – религиозные радикалы, добились не только запрета «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета, но и увольнения директора, «допустившего крамолу». Именно тогда «общественность» получила (мнимую!) уверенность в том, что ее мнение услышано. А государство в лице главного культурного ведомства пошло у «общественности» на поводу и вмешалось, провело все кадровые перестановки и запреты, которых яростно требовали.

С тех пор власти стали лояльнее. Так, комментируя скандал в Дагестане, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и советник президента Владимир Толстой заявили лишь, что у регионов есть свои национальные традиции, которые нельзя не учитывать. Нейтралитет позиции государства, его невмешательство – главное, что может спасти в таких случаях от цензурных запретов. Важно, чтобы и региональные власти эту позицию слышали и ей следовали, не устраивая произвола на местах и по возможности снижая излишнюю, часто немотивированную и специально разжигаемую агрессию общества. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Над шутками во лжи

Над шутками во лжи

Владимир Дудин

Опера Верди "Риголетто" пополнила репертуар Нижегородского театра оперы и балета

0
1679
Трагикомедия власти, хаоса и виртуальной реальности в Театре имени Пушкина

Трагикомедия власти, хаоса и виртуальной реальности в Театре имени Пушкина

Дарья Михельсон

Вся грязь земли

0
2574
Вечная русская зима

Вечная русская зима

Елизавета Авдошина

Андрей Прикотенко поставил роман "Анна Каренина" на главной драматической сцене страны

0
3342
Ксения Рыжкова: "В балете не может быть карикатуры, иначе в происходящее сложно поверить"

Ксения Рыжкова: "В балете не может быть карикатуры, иначе в происходящее сложно поверить"

Виктор Александров

Художественный руководитель балетной труппы Севастопольского оперного театра – о новом для себя опыте

0
2921

Другие новости