0
5075
Газета От редакции Интернет-версия

16.04.2019 18:07:00

Как проект "Первого национального театра" обрастает политическим подтекстом

За идеей сохранить традиции российской сцены могут скрываться не только просветительские мотивы

Тэги: театр, союз, общественное обсуждение, российский театр, традиции, патриотизм

Полная On-Line версия

театр, союз, общественное обсуждение, российский театр, традиции, патриотизм На фото здание Ярославского театра имени Федора Волкова. Фото со страницы театра в социальной сети.

Продолжается «общественное обсуждение» объединения двух старейших театров России, Александринского в Петербурге и Ярославского театра имени Федора Волкова в Первый национальный российский театр. О приостановлении объединения распорядился премьер-министр Дмитрий Медведев. Как настаивает его главный инициатор, режиссер Валерий Фокин, «союз» театров призван решать исключительно художественные задачи. Тут-то и кроется подвох – театральное сообщество этому мало верит. И на этой почве худрук Александринки уже рассорился с Союзом театральных деятелей (СТД).

Разрабатывался проект, к сожалению, без консультаций с СТД и администрацией Ярославля. Именно поэтому его обнародование вылилось в нешуточный скандал с подключением всех политических сил Ярославля. Ярославцы уже дважды выходили на улицы, чтобы отстаивать свою позицию – город хочет оставаться родиной первого русского профессионального театра. Оказалось, что и зрители, и чиновники, и сами театральные деятели по-разному понимают патриотизм. Для Валерия Фокина и Евгения Марчелли, а также Минкульта патриотизм – это «создание единой национальной сцены России». Для противников этой идеи, напротив, патриотично – сохранить памятники истории порознь, в неприкосновенности.

Александринский театр был учрежден императрицей Елизаветой Петровной в 1756 году и стал первым государственным театром России. Театр драмы в Ярославле был создан на шесть лет ранее, в 1750 году. Его основатель, Федор Волков, создавая общедоступный театр, вложил в него собственные средства. По словам Фокина, мериться, кто первый, а кто второй, не стоит. Однако и идея сливать театры с самостоятельной, хотя и связанной, конечно, «биографией», из двух разных городов представляется бессмысленной, а местами даже опасной затеей. Ведь только недавно была пережита в регионах разрушительная волна оптимизаций учреждений культуры.

Кроме громких деклараций в этой концепции мало что продумано. Сказано: Ярославль сможет приглашать на постановки мировых режиссеров, гораздо чаще выезжать на гастроли, артисты получат прибавки к зарплате и, возможно, наконец решатся вопросы со служебным жильем. Вопрос, почему то же самое нельзя решить договором о творческом сотрудничестве, а также усилением прямой поддержки Минкульта как учредителя самого Волковского театра остается без ответа.

Александринка и Ярославль якобы смогут встречаться на одной сцене – в своем столичном филиале. Им должна, по намеченному плану, стать Новая сцена МХТ им. Чехова в Коломенском, которую строил еще Олег Табаков, а сейчас Сергей Женовач хочет с ней расстаться, и теперь распоряжается ею по своему усмотрению Минкульт. Здесь-то, быть может, и разгадка коммерческого интереса всего проекта Валерия Фокина – освоить площадку-новострой.

Складывается впечатление, что Фокину в его креативных устремлениях нужен был правильный идейный союзник. Потому что понять, зачем Александринке в реальности нужен «балласт» в виде провинциального театра, решительно невозможно. А Евгений Марчелли и труппа Волковского театра оказались обольщены обещаниями – бюджет на новый конгломерат прибавят, жизнь сразу улучшится. Фокин и раньше, когда пребывал в творческом кризисе, принимался за глобальные проекты реорганизаций. Пытался объединить Александринку то с Малым театром, то 5–6 лет назад как раз с Ярославским театром и местным театральным институтом.

Для Марчелли, как режиссера регионального, конечно, привлекателен шанс, который даст театру сцену в Москве, бюджетные дивиденды. Да и менеджерская ситуация в Волковском театре сегодня оставляет желать лучшего. Сначала отсутствие Юрия Итина из-за процесса по «делу «Седьмой студии», затем назначение нового директора «сверху», отнюдь не единомышленника, – хозяйственное управление театром, которому срезают финансирование и заставляют гнаться за показателями, все больше угнетает ярославского худрука.

Сегодня по закону объединить два равнозначных юридических лица без потери одним из них самостоятельного статуса невозможно. Одно учреждение автоматически становится филиалом другого. Примерно так сейчас и написано в проекте указа – Волковский становится подразделением Александринки, его имущество также переходит во владение петербургского театра.

Об объединении объявили за несколько месяцев до губернаторских выборов - и выглядит оно как действие с целями прямо противоположными. Губернатор Ярославля будет вынужден теперь сделать пункт о сохранении Волковского театра одним из главных тезисов своей предвыборной программы. Ситуация приобрела политические оттенки. Это объединение теперь уже не может случиться, так как совершены грубейшие тактические ошибки. Ведь власть волнуют далеко не театральные вопросы, а возможность выхода на улицы людей. Допустить, что такая «мелочь», как присоединение театров, может спровоцировать общественные беспорядки и потерю кандидата в регионе, она не может.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Бременские музыканты" с изнанки

"Бременские музыканты" с изнанки

Марина Гайкович

Нетривиальная интерпретация культового советского мюзикла появилась в Новосибирске

0
1522
Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
2025
Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Елизавета Авдошина

Новосибирский театр "Красный факел" выступил в столице РФ

0
3505
Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Надежда Травина

В Нижегородском театре оперы и балета завершился фестиваль "Болдинская осень"

0
4011

Другие новости