Фото Alex Kraus/Bloomberg via Getty Images
Окончательное решение – уходить навсегда из Совета Европы (СЕ) или остаться, – очевидно, будет принято Москвой на этой неделе. Оно будет зависеть от того, как поведут себя парламентарии из 46 европейских стран и прислушаются ли они к предупреждению генсека СЕ Турбьерна Ягланда о том, что выход России из организации (этот процесс, кстати, именно он окрестил рукзитом) грозит стать для Старого Света настоящим потрясением. Ведь если Москва покинет СЕ, то в Европе, по мнению генсека, появится «новая разделительная черта». Причем не менее грозная, чем Берлинская стена. При этом более 145 млн россиян потеряют доступ в Европейский суд по правам человека, который компенсирует недостаток правосудия в РФ.
Напомним, что в апреле 2014 года, после присоединения Крыма, Россия лишилась голоса в ПАСЕ. Затем ее отстранили от работы в руководящих структурах ассамблеи и участия в наблюдении за выборами. Кризисной точки отношения достигли в июне 2017-го, когда Россия объявила, что приостанавливает уплату взносов в бюджет СЕ до полного и безоговорочного возобновления полномочий ее делегации в ПАСЕ. Ежегодный взнос Москвы составлял около 33 млн евро – почти 10% бюджета организации. Но раз страна не платит уже два года, то ее, следуя Уставу СЕ, обязаны исключить, и сейчас такой момент как раз наступил.
Однако руководству СЕ и ПАСЕ, а также трезвомыслящим лидерам европейских стран идти на такой шаг очень не хочется. Но не только потому, что без российского взноса бюджет СЕ сильно отощал. Судя по ряду заявлений Ангелы Меркель и Эмманюэля Макрона, можно сделать вывод, что Германия и Франция весьма активно занимаются проблемой сохранения России в СЕ. Речь идет о пересмотре тактики в отношениях с Россией: претензии к ней останутся, но они будут сформулированы несколько иначе, включая «критику в лицо». И тогда якобы отпадут необходимость в ограничительных мерах и соответственно риск того, что Москва громко хлопнет дверью.
Но для России главное – не просто возобновить диалог, а чтобы ПАСЕ согласилась внести изменения в свой регламент, в соответствии с которыми полномочия национальных делегаций должны быть защищены по трем ключевым вопросам: участие в работе ассамблеи, голосование и выступление. Как заявил на днях спикер Госдумы Вячеслав Володин, Россия подаст заявку на участие в летней сессии ПАСЕ только в том случае, если ассамблея гарантирует равноправие делегаций. По идее, это должно произойти уже на первом заседании в понедельник утром.
«Если 24 июня ПАСЕ примет решение об изменениях в регламенте, российская делегация вечером 24-го, в понедельник, отправится в Страсбург для участия в работе ассамблеи», – сообщил Володин. По его словам, группа депутатов Госдумы и сенаторов Совета Федерации сформирована и ждет результатов голосования по резолюции об ограничении санкционного механизма ПАСЕ.
Получив «зеленый свет», что угроза санкций снята, в Москве планируют передать в Страсбург список своих делегатов, и во вторник они должны занять кресла в зале заседаний Дворца Европы. Что создало бы первый прецедент смягчения санкций против РФ.
Впрочем, остановить такой сценарий намерены киевские депутаты, которые все еще надеются убедить европейских коллег, что приглашать россиян в ПАСЕ без выполнения ими хоть каких-то условий, выдвинутых ассамблеей за пять лет «агрессии против Украины», просто недопустимо. Не говоря уже о том, насколько опасными могут быть последствия «необдуманного решения» европейцев.
От того, удастся ли украинским депутатам донести до Запада понимание этой «опасности» и удержать от голосования «за» в понедельник, зависит дальнейшее пребывание России в СЕ. Между тем на сегодняшний день это одна из последних действующих площадок для диалога между Москвой и Западом, на которой к тому же не присутствуют США.
комментарии(0)