Фото pixabay.com
Санкции западных стран в отношении России побудили Москву активнее искать надежных партнеров и новые рынки. Решение этой задачи было, похоже, найдено в далекой Латинской Америке. Начинающееся турне главы МИДа Сергея Лаврова по региону, в ходе которого он посетит Кубу, Бразилию и Суринам, – тому подтверждение.
Москва считает страны Латинской Америки естественными союзниками и перспективными деловыми партнерами. Они богаты ресурсами, что открывает возможности для участия российских компаний в разведке и добыче полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. С другой стороны, Россия нуждается в расширении экспорта продукции машиностроения для улучшения структуры преимущественно сырьевого вывоза. Рынок вооружений и военной техники Латинской Америки уже стал для нее ключевым.
Основой же для устойчивого диалога России и Латинской Америки является совпадение подходов к главным международным проблемам. Регион оказался вполне надежным партнером Москвы как в решении общемировых проблем, так и в борьбе с новыми вызовами и угрозами. В стенах ООН такие страны, как Куба, Венесуэла и Никарагуа, всегда голосуют за предлагаемые Россией резолюции и выступают против решений, наносящих ей вред.
Россия и латиноамериканские страны укрепляют договорно-правовую базу, и сейчас безвизовой режим облегчил нашим гражданам доступ в 25 из 33 государств. Вместе с тем в Латинской Америке очевидны колебания политического маятника. Левый курс, характерный для начала XXI века, застопорился в связи с консолидацией правых сил. Но и при «правом повороте» там сохраняются преемственность внешней политики и прагматичный курс на развитие взаимовыгодных отношений с Россией.
Как заявил в одном из интервью Лавров, в связи с появлением в ряде стран Латинской Америки правых правительств «мы не чувствуем резких перемен» в их подходах к отношениям с Москвой. Так, сближение с США приступившего к работе 1 января 2019 года правого правительства Бразилии под руководством президента Жаира Болсонару не отразилось в негативном плане на сотрудничестве с Россией. Такое мнение по итогам недавнего визита в Бразилиа высказал первый зампредседателя комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Кисляк.
Что касается Аргентины, то, несмотря на пессимистические прогнозы в связи с приходом к власти правоцентриста Маурисио Макри, контакты между Москвой и Буэнос-Айресом тоже не претерпели существенных изменений. Обеим сторонам хватило здравого смысла не прерывать процесс выстраивания всеобъемлющего стратегического партнерства, которое было провозглашено в период правления Кристины Фернандес де Кишнер.
Правда, на политическую панораму всего региона налагает отпечаток ситуация в Венесуэле, переживающей тяжелейший политический и социально-экономический кризис. Из-за призывов США к смене власти в этой стране неконституционными методами отношения между Москвой и Каракасом приобрели особую важность. Как заявил побывавший на днях в Венесуэле замглавы МИДа Сергей Рябков, Москва убеждена в способности команды президента Николаса Мадуро преодолеть сложности, с которыми сталкивается страна, и готова поддержать усилия ее властей. Речь идет о расширении присутствия российских компаний в Венесуэле в таких сферах, как машиностроение, транспорт, разработка углеводородов. Не говоря уже о присутствии военных консультантов.
В целом Москва не приемлет попытки Вашингтона переформатировать Латинскую Америку под себя в духе возрождаемой доктрины Монро, подразумевающей, что Северная и Южная Америки должны быть закрыты для стран Европы. На деле это означает провозглашение региона зоной исключительных интересов США. Так что его сближение с Россией вносит свою лепту в затянувшуюся конфронтацию Вашингтона с Москвой.
комментарии(0)