К севшему на мель судну Meshka под панамским флагом подошел катер шведской береговой охраны, чтобы выяснить причины происшествия. Фото Reuters
1 июля Швеция введет новые правила, направленные на усиление контроля за иностранными судами, проходящими через Балтийское море. Об этом объявило правительство страны. Меры направлены на борьбу с теневым флотом РФ, используемым, по утверждению Запада, для обхода санкций, касающихся экспорта нефти. На фоне действий стран ЕС и в ответ на маневры НАТО Россия проводит на Балтике военно-морские учения.
Вслед за Данией новое постановление об усилении проверок иностранных судов приняла Швеция. Но если в Дании поставлена задача проверять страховые документы, техническое состояние и соблюдение экологических норм и морской безопасности судов, бросающих якорь в порту Скаген на севере Ютландии, то Служба береговой охраны и Управление морского судоходства Швеции получат более широкие полномочия.
Они смогут собирать информацию о страховании даже от судов, проходящих через территориальные воды и исключительную экономическую зону Швеции, а не только от тех, которые заходят в ее порты.
По мнению Минюста Швеции, ужесточение контроля – важная часть противодействия устаревшим судам с непрозрачной структурой собственности и сомнительными страховками, которые используются для обхода санкций, в первую очередь установленного «потолка» цен на российскую сырую нефть. Страны Северной Европы и Балтии неоднократно обвиняли эти суда в создании экологических рисков и повреждении подводной инфраструктуры, включая энергетические и телекоммуникационные сети.
Один из последних инцидентов касается судна Meshka под панамским флагом, которое направлялось в российский порт Высоцк и имело в баках около 938 тыс. л мазута. Судно село на мель у шведского города Ландскруна после того, как получило предупреждение, что идет не по курсу и приближается к берегу. Шведские власти начали расследование по факту халатности в морском судоходстве.
«Мы наблюдаем все больше проблемных событий в Балтийском море, и это требует от нас не только надеяться на лучшее, но и готовиться к худшему», – прокомментировал новое постановление премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон. Он заявил, что собранная таким способом информация будет полезной для подготовки новых санкционных ограничений в отношении танкеров, транспортирующих российскую нефть.
Напомним, что в результате введения Евросоюзом 17-го пакета санкций черный список теневого флота России вырос до 342 танкеров. Хотя, по разным оценкам, общее количество судов теневого флота РФ якобы составляет от 700 до 800 единиц; то есть его большая часть остается вне санкций ЕС.
Поскольку Балтийское море – основные торговые ворота России, вопрос о том, насколько критично для прохождения по нему российских судов новое постановление шведского правительства, «НГ» задала профессору международного права Бахтияру Тузмухамедову.
«Если в территориальном море и воздушном пространстве над ним (их ширина не должна превышать 12 морских миль), в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, Швеция, как участник этой Конвенции, обладает правами, присущими суверенитету, с ограниченными исключениями в пользу международного морского судоходства и воздушной навигации, то в исключительной экономической зоне (это полоса шириной не более 200 морских миль) ее преимущества ограничиваются только ресурсными правами. Речь идет, в частности, о добыче полезных ископаемых и рыболовстве, – ответил эксперт. – Конечно, если у властей есть серьезные основания полагать, что судно, осуществляющее свободу судоходства через эту зону, загрязняет морскую или воздушную среду, они вправе предпринимать меры для предотвращения последствий».
По словам Тузмухамедова, споры, связанные с деятельностью на море, вызывающей озабоченность, следует разрешать в специальных правовых механизмах, в частности в созданном упомянутой Конвенцией Международном трибунале по морскому праву.
«Не выделять же Балтийскому флоту сторожевик или корвет для сопровождения каждого танкера, следующего из российского порта, до выхода его в Северное море, – считает эксперт. – Хотя как знать, ведь флоту нужна морская практика».
Понятно, что к каждому танкеру военный корабль не приставишь, а ситуация на Балтике такова, что там сейчас доминируют страны НАТО и ЕС, которые действуют согласованно. В то же время полностью закрыть Балтийское море для России Запад не сможет, так как это нарушение всех международных норм и правил. К тому же у России на Балтике остается мощный военно-морской флот.
27 мая там стартовали учения Балтфлота, в которых, по сообщению пресс-службы флота, принимают участие 20 кораблей, около 25 самолетов и вертолетов, а также до 70 единиц военной и специальной техники. «Проводится плановое учение сил Балтийского флота с привлечением части сил Северного флота при поддержке авиации воздушно-космических сил, Московского и Ленинградского военных округов», – говорится в сообщении пресс-службы. Отмечается, что экипажи выполняют задачи по борьбе с подводными лодками, отрабатывают защиту от безэкипажных катеров, а также проводят артиллерийские стрельбы по целям на воде и в воздухе.
Кстати, параллельно с российскими 3 июня начались учения НАТО Baltops-2025. Это традиционные маневры, которые проводятся в регионе уже более полувека. Так что для России учения на Балтийском море служат теперь не только ответом на действия НАТО, но, видимо, и демонстрацией готовности защищать свои экономические интересы в условиях санкций.