Фото сайта minfin.ru
С начала года в России была повышена ставка налога на добавленную стоимость (НДС) с прежних 18 до 20%. Чиновники упирали на то, что мера необходима для того, чтобы наполнить и без того профицитный бюджет. Полученные таким образом средства власти планировали направить на финансирование нацпроектов. Спустя фактически 10 месяцев после вступления новшества в силу каких-либо осязаемых последствий от повышения налогов не видно. Экономика демонстрирует более чем скромный рост, а эффекта от реализации нацпроектов чиновники не ждут ранее 2020 года. Если учесть, что мертвым грузом лежат еще и триллионы рублей в резервах, все это ставит под сомнение такую уж необходимость повышения в стране фискальной нагрузки.
В конце прошлого года, анонсируя эту меру, российские чиновники подчеркивали, что принимают решение, «наименее болезненное для людей и экономики», и заботятся «о благосостоянии малообеспеченных слоев населения». Но так ли была необходима эта внезапная забота о населении?
Президент РФ Владимир Путин в конце 2018 года сообщал, что мера была вынужденной, в том числе и для того, чтобы наполнить госбюджет. В Минфине подсчитывали, что за шесть лет повышение ставки НДС позволит увеличить доходы казны на 2 трлн руб. Увеличение НДС дало бюджету в текущем году 650 млрд руб., или приблизительно 0,6% ВВП, рассказывал глава Минфина Антон Силуанов.
Полученные в результате средства пойдут на «задачи, которые дадут стимулы для роста (экономики)», объяснял министр. К примеру, реализация нацпроекта по повышению производительности труда позволяет предприятиям поднять зарплаты работникам, создать новые рабочие места, планировать дополнительные инвестиции, рассуждал Силуанов. Другой вопрос: а будут ли возможности у предприятий увеличивать штат и наращивать зарплаты на фоне увеличения налогового гнета? И почему для наращивания инвестиций необходимо увеличить фискальную нагрузку? Почему предполагается, что увеличить производительность труда или ускорить экономический рост можно только с помощью финансового «кнута», но не налогового «пряника»?
Пока особых успехов в этом финансовом «кнуте» и не проглядывается. Российская экономика демонстрирует невнятный рост. А чиновники прямо заявляют, что положительный эффект от повышения НДС будет проявляться по мере реализации нацпроектов. Первые выводы можно будет делать по окончании 2019 года, признавал глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин.
Вызывает сомнение и постулат чиновников о необходимости «дополнительных доходов бюджета» для реализации нацпроектов. Напомним, на сегодняшний день федеральный бюджет исполняется со значительным профицитом. Так, по итогам восьми месяцев он составил 2,5 трлн руб., или 3,7% ВВП. И это притом, что «выигрыш» от повышения НДС – 650 млрд руб.
Не стоит забывать и о средствах в ФНБ. В правительстве продолжается дискуссия о необходимости «распечатывать кубышку» после того, как объем средств в ней перевалит за 7% ВВП. При этом сам ФНБ давно перешел границу отсечения. Так, по состоянию на 1 сентября 2019-го объем ФНБ составил почти 8,2 трлн руб., что эквивалентно 123 млрд долл. Эксперты отмечали, что ликвидная часть фонда меньше, но по итогам года она приблизится к 9% ВВП.
В итоге мы видим как минимум 10 трлн руб. относительно свободных средств, которые по факту никак не работают на экономику. В этой ситуации так ли уж было необходимо повышать налоги, заботясь о «благополучии граждан»? Бывший министр финансов Михаил Задорнов прямо назвал повышение налога ошибкой.
комментарии(0)