Графика pixabay.com
Итальянское правительство объявило, что смягчает карантин с 4 мая. Сначала заработают строительные компании и предприятия. Людям разрешат бывать в парках, но при соблюдении социальной дистанции. С 18 мая должны открыться магазины розничной торговли и музеи. К началу июня – салоны красоты, рестораны и бары. Ждут также возобновления сезона в футбольной Серии А – групповые тренировки разрешат с 18 мая. Премьер Джузеппе Конте заявил, что вынужден ослаблять карантин, потому что в противном случае социально-экономическая жизнь в стране будет убита.
На постепенное смягчение ограничительных мер идут в большинстве стран Европы, и понятно, что для властей это вовсе не простые решения. Пандемия коронавируса – беспрецедентные и абсолютно новые условия существования для всех политических элит. Ни образование, ни карьера, ни опыт не подготовили к этому политиков и не подсказывают правильных решений. Тот же Конте объявляет программу постепенных шагов и говорит, что готов вновь «перекрыть кран» в любую минуту, если цифры заболеваемости опять начнут скакать.
В США президент Дональд Трамп не снижает Twitter-активность. На днях он написал, что «лекарство не должно быть хуже болезни». Трамп с самого начала пандемии последовательно озабочен ее непредсказуемыми и разрушительными экономическими последствиями. Он настаивает на том, что карантин, уничтожающий экономику, вредит стране и гражданам сильнее самого вируса. Там же, в Twitter, Трамп получает комментарии двух типов. Первый – это «Дональд, немедленно открой страну, иначе нам конец, экономика рухнет». Второй – «Дональд, не смей ослаблять карантин, мы все заболеем, люди будут вымирать».
Любой политик у власти, не только Трамп, вынужден искать путь между этими двумя крайностями. Сторонники максимального открытия страны часто недооценивают опасности вируса, главная из которых – настоящая, непридуманная единовременная перегрузка медицинской системы. Те же, кто призывает держать людей дома как можно дольше, не могут ответить на вопрос, где в таком случае взять деньги на нормальную жизнь. Правительство должно помогать, но и оно ограничено в своих возможностях.
Политик может и должен слушать одновременно, что говорят бизнес и Всемирная организация здравоохранения или вирусологи-скептики. Интерес первых – ускорить рестарт. Интерес вторых – максимально его отложить. Получившему мандат на управление страной политику, как правило, ближе интерес первых. Он отвечает за реальную экономику, и это вовсе не абсурд, когда власть даже в разгар кризиса прорабатывает программы возвращения к нормальной жизни и называет примерные сроки, обозначает перспективу и старается поддержать в обществе огонь надежды. В беспрецедентных условиях целеустремленность – хорошее качество для политика. И восстановление нормальной жизни – правильная цель.
Другое важное качество – смелость, решительность. Каким бы сложным ни был выбор, политик не может откладывать его на месяцы и просто наблюдать за развитием ситуации.
Однако, пожалуй, главная и самая необходимая черта для успешного политика прямо сейчас – это способность принимать не какие угодно, а оригинальные решения. Очень часто такие решения предполагают предельную конкретику и детальнейшее погружение во все вопросы. Что можно открыть сейчас, а что через неделю? Как людям гулять? Если кто-то заболеет при смягчении карантина, как, руководствуясь уже полученным опытом, изолировать его, чтобы не останавливать жизнь и производство? Таких вопросов – тысячи. Политику сегодня приходится учиться тому, что раньше он мог спокойно делегировать экспертам, потому что готовых рецептов нет ни у кого.
комментарии(0)