Фото сайта er.ru
Председатель «Единой России» Дмитрий Медведев во время онлайн-совещания заявил, что партии «точно нужны» идеологические изменения. Только так, по его словам, она сможет сохраниться как ведущая политическая сила. «Нужно будет в ближайшее время собраться и обсудить необходимые корректировки в предвыборную платформу и некоторые другие идеологические документы, которыми мы пользуемся, потому что мы обязаны следить за тем, что происходит за окном».
В нормальной демократической системе идеология партии отражает ценности и интересы того или иного социального класса, групп или группы людей. Для либеральной партии приоритетными могут быть защита частной жизни от государственного вмешательства и максимальная свобода рынка. Левые, напротив, выступают за «большое государство», которое должно защищать «простых» людей от «капиталистических рыночных хищников». Партия может отстаивать ценности социально-этического консерватизма или же выступать поборницей либерализации нравов. Идеологическое лицо партии зависит от ее ядерного электората.
С «Единой Россией», как и в целом с партийной системой в РФ, все не так просто. У доминирующей российской партии нет и никогда не было четкой классовой или групповой привязки. Внутри «ЕР» сосуществуют различные идеологические клубы – от государственно-патриотического до левого и умеренно либерального. Многие видные единороссы за прошедшие годы (и даже десятилетия) пытались сформулировать идеологию партии и всякий раз делали новые акценты – то на государственный консерватизм, то на инновации, то на защиту суверенитета.
Было бы правильнее сказать, что чаще всего «Единая Россия» выступала и выступает в качестве инструментально-прагматической структуры. И в этом смысле ее идеология очень проста: она поддерживает курс Владимира Путина. Именно президент определяет, что в данный момент является для страны главным направлением и руководящей ценностью. При этом Путин не может назвать это направление идеологией. В статье 13 Конституции РФ говорится, что никакая идеология не может устанавливаться в стране в качестве государственной и обязательной.
Взгляд в окно, о котором говорит Дмитрий Медведев, необходим для корректировки или полного переосмысления стратегии, предвыборной тактики. Однако идеология серьезной партии – нечто более стабильное. Если за окном царят левые настроения, либералы или консерваторы не переобуваются на бегу – и наоборот.
«Единая Россия» – слишком серьезная структура для российской политики, чтобы граждане считали анонсированную идеологическую коррекцию ее частным делом и частным риском. Поэтому важно понимать, в какую сторону доминирующая партия с конституционным большинством в Госдуме, явный фаворит ближайших парламентских выборов, намерена качнуться. За окном сейчас можно увидеть многое. Например, тяжелое экономическое положение, в котором оказался малый и средний бизнес. Однако сложно предположить, что ЕР вдруг станет выразительницей его интересов. Если же соответствующий акцент будет внесен в партийную программу, то это скорее будет тактикой, а не идеологией.
В том, что говорит Медведев, пока маловато конкретики. Если под идеологией понимать систему ценностей, мировоззрение, то что именно его партия хочет поменять, от чего отказаться? Скажем, в преамбуле и первых статьях Конституции РФ подчеркивается незыблемость прав и свобод человека, а государство обязано признавать их, защищать и соблюдать. Что, если доминирующая партия намерена на практике реализовывать другие, противоположные ценности? Тогда и формальные изменения в Основном законе кажутся избыточными.
комментарии(0)