Фото pixabay.com
Среди индустрий, возобновивших функционирование на спаде пандемии, оказались и футбольные лиги. Чемпионаты перезапустили в большинстве европейских стран, в том числе и в России. Именно в нашей стране рестарт футбола практически сразу обострил процедурный вопрос.
Главная проблема везде формулировалась примерно одинаково: что делать, если после возобновления чемпионата игрок, тренер, массажист, врач команды подхватит COVID-19? Остановит ли это соревнования? В Англии, Испании, Германии, Португалии практически сразу решили, что в условиях, когда кривая заражений ползет вниз, к футболисту с положительным тестом нужно относиться как к травмированному. Его изолируют, команду и тренеров тестируют и допускают к работе, то есть к тренировкам и матчам. В Италии правительство долгое время требовало 14-дневного карантина для всей команды, но накануне рестарта Серии А смягчило протокольные нормы по аналогии с другими странами и лигами.
В России принятый в мае протокол требует изоляции на 14 дней так называемой контактной группы. В сравнении с европейскими лигами это жесткие требования. Регулярные тренировки и матчи предполагают, что в контактной группе оказывается де-факто вся команда. Именно так был интерпретирован случай с «Ростовом», где перед матчем с «Сочи» выявили шесть заболевших. На карантин ушел основной состав «Динамо», где было несколько положительных тестов.
Одновременно выяснилось, что можно было поступить иначе. Один «положительный» случай выявили в команде «Уфа». Но в «Уфе», посовещавшись с республиканским отделением Роспотребнадзора, повели себя в соответствии с европейскими стандартами: изолировали игрока, протестировали остальных, сыграли матч, продолжают тренироваться. Формально клуб нарушил действующий протокол. Де-факто проложил путь к новому процедурному подходу, который, как ожидается, будет принят в ближайшие дни (карантинные требования будут смягчены).
Оказалось, что в российском футболе в условиях новой нормальности нет главного и единого интерпретатора принятых правил. Руководство Российской Премьер-лиги (РПЛ), по сути, вынудило клубы самостоятельно решать, что делать в сложившейся ситуации. «Сочи» отказался переносить домашний матч с «Ростовом», гости выставили юношеский состав и проиграли 1:10. «Краснодар» согласился сдвинуть матч с «Динамо» на 19 июля. «Уфа» играла, и в клубе уверены, что поступили правильно и соблюли все меры безопасности. Это можно было бы назвать либеральным подходом, если бы на практике не приводило к хаосу и безответственности.
Спортивные журналисты выяснили, что даже самые простые нормы протокола на матчах РПЛ не соблюдались: от обмена вымпелами капитанами команд до фотографирования с болельщиками. Положительные тесты в командах тоже указывают на то, что процедуры проигнорировали. Три отличия российской Премьер-лиги от лиг Германии или Испании стали сразу очевидны. Процедуры не прописаны достаточно четко и недвусмысленно. Нет единого ответственного, который интерпретировал бы процедуры в спорных ситуациях. И что особенно важно, нет внутренней дисциплины среди игроков и тренеров.
В немецкой Бундеслиге чемпионат доиграют на этой неделе, в Испании идет 4-й тур после рестарта, раскручиваются итальянская и английская лиги. Их не накрывает коронавирусной волной. Сам вирус в России едва ли агрессивнее и опаснее, чем в Испании и Италии: футболисты спокойно выздоравливают и у нас. Российскому чемпионату угрожает именно процедурная непродуманность. В европейских странах еще до рестарта футбола продумали, как вести себя в сложных ситуациях. В России, похоже, сложных ситуаций просто не ждали.
комментарии(0)