"Портрет Ермака"
Исторический вестник. Историко-литературный журнал. СПб. Типография А. С. Суворина. 1892 / wikimedia.org |
Татарская общественность Тобольска протестует против установки в городе поклонного креста в честь покорителя Сибири Ермака Тимофеевича. Монумент хотят открыть в августе, к 435-летию со дня гибели предводителя казаков. Освящение начала работ над поклонным крестом, который изготавливается в Тюмени, 5 июня совершил православный клирик местного «казачьего» храма. Инициатором установки креста выступил общественный фонд.
Другая региональная общественная организация, но уже татарская, «Наследие» по Тюменской области, вознамерилась препятствовать этому замыслу. Активисты обратились к политическому руководству Тюменской и Тобольской областей с просьбой пресечь установку креста «завоевателю» Сибирского ханства, которую они называют «провокационным действием». Авторы обращения косвенно сопоставляют деяния Ермака с агрессией немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, потому что атаман, с их точки зрения, «напал на чужое государство».
«Немногие из нас знают, что и у сибирских татар когда-то была своя государственность со своими столицами, которые стояли на берегах полноводных сибирских рек – Иртыша, Туры, Ишима», – говорится на страницах тюменского «Наследия» в соцсетях. Вероятно, это и есть чужие для Ермака и его казаков государства. Организация ставит перед собой задачу восстановления именно такой исторической памяти народа. Активисты собирают деньги для строительства в Тюмени мечети и памятного знака об исчезнувших царствах татарской Сибири.
Противоречия в исторической памяти народов России обнаружились в эти дни и на Кавказе. Администрация Адлера снесла памятник русским воинам, покорителям региона. Монумент не простоял и недели. Черкесская общественность региона Сочи считает, что это решение принято под их давлением. Сочинских черкесов поддержали родственные им народы Абхазии. Нельзя отрицать, что и у них есть своя историческая правда: русское завоевание и переселение на Кубань запорожских казаков привели к изгнанию и даже истреблению некоторых черкесских народов.
Главный вывод из этих конфликтных ситуаций – опора на историю служит плохую службу для сплочения народов России. Даже ближайшие союзники, такие как жители Абхазии, могут быть вдруг задеты при обращении к спорным моментам прошлого. Ставшее магистральным в последнее время созидание межнациональной скрепы в подвиге воинов Великой Отечественной войны работает до тех пор, пока мы не говорим, что современное государство – наследник не только СССР, но и тысячелетней России. А в бездонной глубине веков можно найти много противоречивого.
Обращенная лишь в прошлое идея межнациональной гармонии склонна к хромоте. Устойчивый межнациональный мир возможно обрести в солидарном устремлении к достойному будущему. России нужен проект устройства жизни, который подходил бы всем ее народам. Справедливости, благополучия и свободы хочет любой человек независимо от происхождения. Все счастливые семьи народов похожи друг на друга, каждая несчастливая семья народов несчастлива по-своему. Искать идеал в прошлом – значит вместе с национальной гордостью одних доставать из пыльного сундука несчастья и обиды других.
комментарии(1)
0
dlz 19:58 19.07.2020
Концепция "русского мира" c некоторыми оговорками могла быть использована разве что в освещении Возвращения Крыма. С точки зрения значительной части Великой Страны она звучит, как откровенный шовинистический великодержавный бред. Памятники великим первооткрывателям: Ермаку, С.Дежневу, В.Пояркову, А.Хабарову гораздо справедливее ставить на их родине, в Великом Устюге. К тому же, это старый туристический центр. Властям пора закачивать с псевдоисторичными идеями "государственнообразующего народа".