На фото антиармянские протесты в Нью-Йорке. Фото Vusale Abbasova/Anadolu Agency via Getty Images
Повестка переговоров по урегулированию карабахского конфликта скорее всего обогатится еще одним пунктом в дополнение к тем, по которым стороны уже давно не могут прийти к согласию. Речь идет не о скорейшем урегулировании конфликта, а о его купировании и недопущении расползания круга вовлеченных в него лиц.
Дело не только в беспрецедентно жестких столкновениях вдали от зоны конфликта непосредственно на азербайджано-армянской границе. А о последствиях в виде многочисленных, порой кровавых стычек между диаспорами конфликтующих народов в различных городах различных стран мира, где эти диаспоры мало-мальски представлены. Отдельные инциденты бывали и прежде. Но носили действительно единичный и спонтанный характер.
Теперь же акции в поддержку той или иной стороны, перешедшие в групповые драки, погромы, были зафиксированы в России, Украине, Молдавии, Турции, США, Франции, Великобритании, Германии и даже Австралии. И если, скажем, в России действия властей выглядят в целом объективными – по «заслугам» независимо от национальности получили все задержанные участники стычек, вплоть до депортации и лишения права въезжать на территорию РФ в течение нескольких лет, то в других странах при анализе публикаций либо проглядываются симпатии к той или иной стороне конфликта, либо правоохранительные структуры шли по пути меньшего сопротивления, «назначая» виновной малочисленную сторону группового конфликта.
Например, в Калифорнии и Франции преимущество получили армяне. В Турции – разумеется, азербайджанцы. В Молдавии и Украине акции армян в поддержку исторической родины были пресечены, а шествия азербайджанцев против «агрессии Армении» получили зеленый свет. Это может показаться неожиданным только на поверхностный взгляд – Кишинев и Киев состоят в одной с Баку межрегиональной организации ГУАМ (Грузия–Украина–Азербайджан–Молдавия) и испытывают схожие с Баку территориальные проблемы. Но такого рода поддержка чревата тяжелыми последствиями. Можно предположить, что сильные страны, до которых донеслись отзвуки армяно-азербайджанского конфликта, справятся с «импортом этнонационализма». Но в отношении захлебывающихся в собственных этноконфликтах небольших государств такой уверенности нет.
Другой, не менее настораживающий штрих – на акциях азербайджанской диаспоры в различных городах мира были замечены люди, на азербайджанцев не похожие и, возможно, вставшие рядом из единоверия. Конечно, говорить о том, что армяно-азербайджанский конфликт уже завтра приобретет религиозную составляющую, явно преждевременно, но и недооценивать подобный сценарий не стоит.
Зарубежные акции армян и азербайджанцев, безусловно, не были организованы в Баку или Ереване. Спрос, очевидно, в первую очередь с диаспоральных организаций и местных лидеров. Однако тревожно то, что ни Баку, ни Ереван, к которым зарубежные активисты, вероятно, могли прислушаться, не выступили с заявлениями седативного характера, возможно, заинтересованные в том, чтобы «довести правду до всего мира». Молчат и сегодня, хотя не знать или не ощущать опасности или по меньшей мере неэтичности экспорта отношений двух народов в другие страны не могут. Сегодня Ереван и Баку заняты выяснением вопросов, кто кому помогал. Азербайджан обижен на Сербию за поставки минометов и на Грузию, по территории которой эти минометы якобы дошли до Армении. Армения критикует Израиль за поставки Азербайджану беспилотников. И если враждующие стороны к очередному раунду переговоров не «дозреют» сами, то вопрос о купировании конфликта должны ставить посредники Минской группы ОБСЕ.
комментарии(0)