Графика сайта stanradar.com
Минск, передав списки арестованных россиян из частной военной компании (ЧВК) Вагнера Министерству иностранных дел Украины, прошел точку невозврата и этим, по сути, обнулил Союзное государство, почти открыто обвинив ближайшего союзника в намерении совершить переворот в Белоруссии. Когда 30 июля в белорусские КГБ и Следственный комитет сообщили о задержании 33 представителей ЧВК в санатории под Минском, Александр Лукашенко высказался предельно жестко: «Я смотрю, приумолкли наши старшие братья. Уже не кричат, что они посылали этих ребят в Стамбул. Никакого Стамбула не было и быть не могло, как оказалось на поверку. Ясно, что у этой группы были иные цели. И задача следствия – выяснить эти цели».
Лукашенко подчеркнул, что в Белоруссии разрешение на посещение республики военнослужащими (с техникой или без нее) может дать только президент. «Никаких разрешений никто не давал. Более того, у нас вызывают серьезные сегодня подозрения те цели, которые себе группа намечала», – отметил он. Сказано это было с четким пониманием того, что произойдет дальше: прежних отношений между странами не будет, поскольку разбитый горшок не склеишь. Минск пойдет туда, куда в свое время ушла Украина, – в противоположную от РФ сторону. Для России становится неважно, кто победит 9 августа на выборах в Белоруссии. Даже если победителем окажется нынешний президент, для него это последний срок, а Лукашенко открыл карты, ужесточив контроль на границе с РФ. Соперники Александра Лукашенко также не скрывают намерений изменить в стране очень многое – от внутренней до внешней политики. Кандидат в президенты Белоруссии Анна Конопацкая открыто заявила, что Минску с Москвой не по пути.
Президент Белоруссии в открытую пошел против давнего партнера, и это важно не только для отношений внутри Союзного государства, но и для всех стран постсоветского пространства. Их руководители внимательно смотрят на то, как ответит Россия, и от этого зависит, куда последуют остальные страны СНГ. Пока своими действиями и заявлениями Александр Григорьевич фактически инициировал окончательный развал этой структуры, а также Евразийского экономического союза.
Следующими в списке на отход от Москвы могут оказаться страны Средней Азии. В регионе давно работают американцы, китайцы и турки. В США, по словам известного эксперта Карло Каро, активно продвигается идея необходимости обострения геополитической борьбы с Москвой за влияние в Центрально-Азиатском регионе. Каро называет регион «задним двором Москвы», и после обретения независимости США делают многое, чтобы ретранслировать свое влияние на этот «двор».
В отношении Запада бывшие советские республики ведут себя по-разному. Например, Туркмения – подчеркнуто нейтрально. Узбекистан же предпочитает сотрудничество – как с США, так и странами Европейского союза. Лидеры этих стран не хотят, чтобы война из Афганистана пришла в регион, и потому вынуждены углублять сотрудничество с крупными геополитическими игроками. Все, кроме Таджикистана, укрепляющего отношения с Россией, работают на налаживание связей с США. Киргизию опекает Турция, где киргизы получают высококвалифицированную работу. Рынок Таджикистана давно завален дешевыми китайскими товарами. Рабочие места при этом находятся не в России, а в Китае, и Душанбе ориентируется все чаще уже не на Москву, а на Пекин.
Ближний круг России радикально меняется, и это естественный процесс. Москва же происходящих изменений долго словно не замечала и теперь вынуждена в спешке искать новые подходы к ближайшим соседям. Если же прежняя политика будет продолжена, РФ окажется в кругу, но совсем не дружеском.
комментарии(0)