Фото агентства городских новостей "Москва"
Основатель и главный идеолог «Яблока» Григорий Явлинский не потерял вкус к политическим манифестам. В своем новом программном документе «Второе июля» (см. «НГ» номер от 02.09.20) он пишет, что демократический эксперимент, запущенный на рубеже 80-х и 90-х, был провален, это стало окончательно ясно после принятия поправок в Конституцию, следовательно, нужно начинать все заново: созывать Учредительное собрание, отрывать государство от собственности, освобождать от него рынок, последовательно заниматься десталинизацией, воспитывать в гражданах политическую грамотность.
Такой текст не публиковался бы на сайте «Яблока», если бы Явлинский не был убежден в том, что именно его партия должна стать локомотивом озвученных фундаментальных реформ. Почему именно она? В тексте не раз появляется слово «нравственность» – в различных вариациях и модификациях. Для основателя «Яблока» важна моральная чистота в партийных рядах, он выступает против чуждых идеологических примесей. Это означает, что в новых политических реалиях, когда «Яблоку», как и всей оппозиции, приходится очень непросто, Явлинский предлагает все равно строить партию кластерного типа, нишевую структуру, с которой довольно сложно вступать в стабильную коалицию.
Григорий Явлинский считает, что недовольство актуальной ситуацией в обществе созрело, но направляется оно в неверное русло: вместо голосования против поправок к Конституции или протестов против пенсионной реформы – на поддержку таких людей, как Сергей Фургал в Хабаровске. В этом можно услышать нотки политической ревности, досады из-за того, что система устроена таким образом, и «Яблоко» в ней куда реже становится бенефициаром умного голосования или стихийных протестов, чем ЛДПР или КПРФ. Эти чувства можно понять. Но их манифестация, а также констатация политической безграмотности граждан – все это не помогает решить задачи «Яблока», одна из которых – попасть в Госдуму.
Во «Втором июля» говорится и о необходимости готовить кадры. Но что это за кадры? Явлинский пишет, что «следует рассмотреть более жесткие требования к соблюдению идеологии, программы партии и, конечно, дисциплины в партии». Такой подход почти автоматически превращает искомые кадры в солдат, которые подчиняются приказу сверху. Это архаичная, вертикальная партия, в которой ярким новым политикам сложно даже не сформироваться (все где-то и с чего-то начинают), а остаться.
Молодым политикам тесно и душно в партии с вертикальным подчинением, в идеологическом кластере – притом что нежелание Явлинского иметь дело с радикалами тоже можно понять. Темп политической жизни вырос. Наступило время, когда все меняется очень быстро – и повестка, и даже легитимность избранных руководителей. Жесткая партийная дисциплина, подчинение маленьким политическим бюро, бесконечные одергивания и ограничения снижают скорость реакции на важные общественные и экономические раздражители.
Кто из перспективных политиков захочет остаться в таком «Яблоке»? Это не системная партия, которая может удовлетворить мечты карьериста. И это структура, в которой неизбежно придется раствориться любому, кто сам хочет бороться за власть и полагает, что знает, как это делать.
Манифест Григория Явлинского – интеллигентный текст, отражающий при этом вполне старорежимное партийное мышление. Между тем время партий прежнего образца, особенно нишевых, уходит. Быстро реагировать на социальные изменения может личность, а не громоздкая структура. Выживают партии-зонтики, структуры сетевого типа, способные образовывать коалиции и заключать негласные соглашения с яркими политиками: личности дают узнаваемость и драйв, а партия – ресурсы и организацию. Оппозиционерам сложно убедить всю страну отказаться от вертикальной системы власти, если сами они не начнут мыслить горизонтально.
комментарии(0)